Крым в работах Карло Боссоли (1815–1884)

Альбом его литографий, изданный в 1856 году в Лондоне тиражом не более 500 экземпляров – несомненный раритет, едва ли доступный широкой общественности. Рисунки К. Боссоли представляют развернутую панораму жизни Тавриды первой половины XIX века: красоту природы, богатство памятников истории, этническое многообразие, черты экономического и социального обновления края.


О художнике

Карло Боссоли (Carlo Bossoli) родился в 1815 году в швейцарском городке Лугано в семье ремесленника. Через пять лет семейство Боссоли переселилось в Одессу. Здесь будущий маринист пошел в школу, а когда ему исполнилось 11 лет, начал работать в антикварной лавке по продаже эстампов, где много рисовал и копировал в свободное время. С 1828 года он работал в мастерской театрального художника Одесской оперы Наннини. Успехи молодого итальянца были замечены губернатором Новороссийского края и Бессарабии графом Воронцовым, который заказал Карло Боссоли ряд работ с видами Одессы, чем вывел его семейство из бедственного положения, последовавшего за смертью отца. В 1837 году в одесской типографии Д. Кленова на основе этих рисунков был выпущен альбом черно-белых литографий – первое издание работ К. Босоли. Этот сборник в оцифрованном виде можно посмотреть на сайте «Исторической библиотеки России».

В 1839-1840 гг. графиня Воронцова пригласила Боссоли в путешествие по Италии, что позволило ему углубленно изучать классическую школу живописи, познакомиться с современными итальянскими художниками. Вернувшись из Рима, он приезжает в Крым, останавливается в Алупке. За два года (1840-1842) Карло Боссоли объездил практически весь Крым. Крымские впечатления выразились в серии прекрасных акварелей и гуашей (часть из них хранится в Эрмитаже), свидетельствующих о том, что именно к этому времени он стал блестящим рисовальщиком. Помимо декоративности и живописных достоинств, эти произведения интересны особой точностью передачи деталей, будь то виды центральных улиц Севастополя, Симферополя, торгового порта и части ялтинской набережной или детальное изображение военных кораблей и фортификационных сооружений севастопольской бухты.

В 1843 году, уступая желанию престарелой матери, мечтавшей вернуться на родину, художник покидает Россию, где прожил 23 года и где сформировался его талант. Уже после ее смерти, он несколько лет провел в путешествиях от Скандинавии до берегов Северной Африки. Его путевые рисунки – это своеобразная «изобразительная журналистика». Они популярны, печатаются многими известными изданиями, в частности «Таймс». В 1851 году он снова побывал на своей второй родине, в России, где создал новую серию работ, посвященных Москве и Петербургу.

В 1856 году лондонское издательство «Day and Son» выпустило большой альбом литографий «Пейзажи и достопримечательности Крыма в рисунках Карло Боссоли», о котором дальше и пойдет речь.


Об альбоме

Помимо его художественной ценности и, как уникального источника, отражающего целую эпоху крымской истории первой половины XIX века, альбом примечателен еще и редкостью издания, являясь своеобразной иллюстрацией к истории книгопечатания.

Техника цветной литографии весьма трудоемка, и в наши дни практически полностью вытеснена офсетной печатью. Печатная форма изготавливалась на литографском камне (отсюда и название, включающее два греческих слова: «литос» – камень и «графос» – пишу). Рисунок выполнялся жирной тушью или литографским карандашом, подвергался химической обработке, затем печатался на бумаге. Такая техника исполнения не позволяет получать с одной матрицы более 500 оттисков, что и ограничивает тираж издания.

Трудно установить доподлинно сколько оригинальных альбомов 1856 года издания сохранилось до наших дней. Когда в 1974-1975 годах в Италии готовилась юбилейная выставка «50 лет европейской жизни в рисунках и живописи Карло Боссоли», ни в музее города Лугано, где родился художник, ни в музее города Турина, с которым связаны последние годы его жизни, подобного издания не нашлось. Устроители выставки смогли отыскать его только в частной коллекции.

Представленный в настоящей статье альбом репродуцирован полностью – 52 рисунка и «Лист описаний», в котором К. Боссоли определил порядок расположения своих работ и кратко их аннотировал (см. курсивный шрифт над рисунком).

«Лист описаний» – ценный источник для исследователей. Он переведен на русский язык в оригинальной транскрипции и впервые прокомментирован (см. обычный шрифт под рисунком) с точки зрения истории и топонимики. Мне кажется, что представленная информация будет особенно интересна тем, кто уже неоднократно бывал в Крыму и знает многие изображенные места не понаслышке, кому любопытно увидеть, что они представляли собой почти два столетия назад, а также получить небольшую историческую справку по ним.

Из-за того, что каждый из 52 рисунков представлен в большом разрешении, для ускорения загрузки контента статья разбита на несколько страниц (навигация по ним приведена внизу).


начало


Евпатория. «Это вид с морского побережья. Слева – здание таможни; в центре – караван-сарай и большая мечеть; в отдалении – новая русская церковь. В этом, одном из наиболее густонаселенных городов в Крыму, перед войной проживало около 15 тыс. человек».

История города уходит в глубь тысячелетий, к поселениям эпохи меди, бронзы, к господству тавров, ранних скифов. На рубеже VI–V вв. до н. э. здесь появился греческий город Керкинитида, о чем повествуют многие античные авторы (Гекатей Милетский, Геродот и др.). Керкинитида была значительным центром земледелия, ремесла и торговли. Разрушена вторжением варваров (гуннов) в IV в. н. э. Во времена турецкого владычества (с 1475 года) город именовался Гёзлёв (в русских документах – Козлов). Являлся признанным международным центром, печально знаменитым невольничьим рынком Европы, а также крупнейшим, после Бахчисарая, городом Крымского ханства.

После вхождения Крыма «под Державу Российскую» (1783) город переименовали в Евпаторию (1784). Торговля по-прежнему была основой его существования. Тому способствовали указ Павла I (1798) об объявлении Таврического полуострова на 30 лет порто-франко, а также политика привлечения иностранных негоциантов. Например, в 1801 году в Евпаторийском порту побывало 170 зарубежных торговых кораблей.

К. Боссоли увидел Евпаторию благополучной, даже праздной. Но рисунок запечатлел и экономическую сторону жизни города: торговые суда в бухте, новую пристань (устроена в 1829 году), строительство набережной (начато в 1840 году) и, едва различимые вдоль побережья, ветряные мельницы (о большом количестве оных писал еще в 1789 году путешественник П.И. Сумароков). Упоминаемая художником большая мечеть – знаменитая Джума-Джами (или Хан-Джами) – построена в XVI веке турецким зодчим Синаном и сохранилась до наших дней.


Река Альма. «Вид с дороги от Симферополя к Бахчисараю. На заднем плане возвышается Чатыр-Даг, высочайшая гора полуострова».

Высочайшая гора на полуострове не Чатыр-Даг (1527 метров), как полагал К. Боссоли, а Роман-Кош (1545 метров).


Вход в Севастополь с моря. «Слева расположен форт Константина; справа можно увидеть форт Александра и форт Св. Николая; в центре, на заднем плане, – Инкерманские маяки».

Каменные двух- и трехъярусные форты-батареи для защиты Севастополя от неприятельского флота были возведены в 1846–1847 гг. при адмирале М.П. Лазареве. Из упоминаемых художником фортов сохранились только Константиновский и Михайловский, остальные уничтожены в ходе Крымской войны.


Руины античного Херсонеса близ Севастополя. «На переднем плане руины и Херсонесская бухта; на заднем – форт Константина и вход в Севастопольскую гавань».

Херсонес – древнегреческий полис, основанный в конце V века до н. э. колонистами из Гераклеи Понтийской. Крупный экономический, политический и культурный центр античного мира. В V–VI вв. н.э. был оплотом Византийской империи на Северном побережье Черного моря. С Херсонесом связано знаменательное событие отечественной истории: здесь принял святое крещение Великий киевский князь Владимир. В XIII–XIV вв. город неоднократно подвергался опустошительному вторжению монголо-татар.

Просуществовав почти две тысячи лет, к концу XV века он приходит в полный упадок. Ко времени путешествия К. Боссоли Херсонес являл собою романтические руины с остатками крепостных стен, башен, городских ворот.


Река Кача. «Вид, открывающийся неподалеку от деревни Бия-Сала».

Деревня Бия-Сала – современное с. Верхоречье Бахчисарайского района.


Вид форта Св. Николая. «Один из крупнейших фортов, где собрано около 300 орудий, защищающий как вход в большой Севастопольский залив, так и военную гавань».


Севастополь, видимый со стороны Северных фортов. «На переднем плане – весь город и военный порт; справа – форт Св. Николая и форт Александра; слева – большая гавань Инкерманской бухты».


Общий вид Севастополя с наблюдательной башни в центре города. «Самое высокое здание впереди – библиотека; справа – Кафедральный собор и Адмиралтейская башня, военный порт, форт Св. Павла, доки и часть Матросской слободы; слева – Артиллерийская бухта; по ту сторону залива, на заднем плане, – форт Константина, Северное укрепление и Инкерманские маяки».

Город был основан в 1783 году. Первое время его называли Ахтиар, по названию маленького поселения и бухты, впоследствии переименованной в Северную. Именно в Ахтиарскую гавань еще в 1782 году пришли на зимовку первые русские корабли; там же была построена казарма для экипажа – первое здание будущего города. Официальное название Севастополь (в переводе с греческого – величественный, достойный славы город) впервые встречается в письменном распоряжении Екатерины II князю Г.А. Потемкину от 10 февраля 1784 года.

В 1804 г. русское правительство официально объявило Севастополь главным военным портом Черноморского флота (вместо Херсона).

Севастополь быстро рос и благоустраивался. Его население с 1815 по 1853 год увеличилось от 30 тыс. до 47,4 тыс. человек. Своим развитием город во многом обязан адмиралу М.П. Лазареву, выдающемуся мореплавателю, участнику открытия Антарктиды. С 1834 по 1851 год он был командиром флота и портов Черного моря. Под его руководством почти полностью обновился корабельный состав (более 160 новых судов), построено Адмиралтейство – самый прогрессивный к тому времени комплекс доков и мастерских, возведены каменные форты, благоустроены центральные улицы и Графская пристань, построен великолепный театр, открыто Морское офицерское собрание, учреждены гражданские учебные заведения. Рисунок К. Боссоли прекрасно отразил европейский характер и размах столицы Черноморского флота. Он имеет особую значимость как свидетельство о первом этапе градостроительной истории Севастополя. События Крымской войны кардинально изменили архитектурный облик города, который претерпел шесть мощных артиллерийских бомбардировок и 349 дней жестокой осады. Как утверждали очевидцы, здесь сохранилось лишь 14 неповрежденных зданий.


Арсенальная гавань, или Военный порт, Севастополь. «На переднем плане находятся старые линейные корабли, ныне используемые в качестве тюрьмы; справа – матросские казармы; слева – часть города».

Казармы для матросов (на 6 тыс. человек) строились при адмирале М.П. Лазареве. Здания сохранились.


Интерьер раннехристианской церкви. «Выдолблена в Инкерманских скалах».

К. Боссоли имеет в виду церковь Св. Климента. Известно, что римский епископ Климент за проповедь учения Христа в 96 году был сослан римским императором Траяном на каторжные работы в каменоломни близ Херсонеса. Здесь он продолжал проповедовать христианское учение и, обращая в христианство местное население, способствовал появлению многочисленных храмов. Разгневанный Траян направил карательный отряд, уничтоживший многих последователей Климента; сам же проповедник в 101 году был казнен. По преданию, храм, известный как церковь Св. Климента, он высек собственноручно. Это не соответствует действительности, так как возникновение храма датируют VIII – началом IX века; создан он был, вероятно, монахами – беженцами из Византии.


Устье реки Черной при впадении в Инкерманскую бухту и Севастопольскую гавань. «Слева видны Инкерманские скалы; позади – горы у входа в Байдарскую долину».


Остатки генуэзских укреплений в Инкермане. «На заднем плане видна Севастопольская гавань».

Укрепления, изображенные на рисунке, принадлежали не генуэзцам, как ошибочно полагал художник, а феодоритам. Крупное средневековое княжество Феодоро (Мангупское княжество) находилось неподалеку от Бахчисарая, на обширном укрепленном горном плато Мангуп. Оно существовало с XIII века, вплоть до завоевания всего полуострова турками (в 1475 году). Мощное государство на протяжении веков сохраняло экономическую и политическую самостоятельность, конкурировало с Крымским ханством и генуэзскими городами.

На рисунке – руины крепости Каламита, которая являлась форпостом княжества Феодоро, защищала его торговый порт.


Вид Инкерманской долины. «На дальнем плане виден Севастопольский залив; в низовье долины – река Черная; справа изображена Инкерманская скала, где найдено большое количество пещер, выдолбленных, как говорят, христианами ранних времен, чтобы обеспечить себе убежище от преследований».


Монастырь Св. Георгия. «Расположен между Камышовой бухтой и Балаклавой. Основан около X века. Монахи служат капелланами на русском флоте в Севастополе».

В христианстве существует легенда, что монастырь был создан в 891 году греками, спасенными Св. Георгием во время бури у мыса Фиолент. На скале в бухте им явилась икона Св. Георгия, которая впоследствии была перенесена в монастырь. К. Боссоли знал эту легенду, о чем свидетельствует сюжет рисунка. Однако точное время основания обители неизвестно. Прекрасный знаток истории Тавриды А.Л. Бертье-Делагард полагал, что монастырь возник не ранее XV века. Его мнение разделяют многие исследователи.

Художник запечатлел здание нового храма, возведенного в 1810–1816 гг. на месте прежней обветшалой постройки. Сведения К. Боссоли о службе монахов на кораблях достоверны. Однако в православной традиции они именовались не капелланами, а иеромонахами.

В годы Крымской войны Георгиевский монастырь почти не пострадал. Французский главнокомандующий маршал Сент-Арно отдал приказ о его охране. И, вероятно, не только потому, что здесь помещалась телеграфная станция союзников; нередко они сами посещали ежедневные службы. Здесь же был устроен лазарет для раненых и больных.


Общий вид побережья, простирающегося от мыса Фиолент до Севастополя. «В центре виден мыс Херсонес и Камышовая бухта».


Вход в гавань Балаклавы. «На возвышении – остатки генуэзских укреплений».

Балаклава расположена в 12 км от Севастополя, в небольшой живописной бухте. Древние греки называли ее Сюмболон (Гавань символов). Предполагают, что именно это место описано в «Одиссее» Гомера как порт листригонов Ламоса – мифических великанов, с которыми столкнулся отважный мореплаватель и его спутники.


Общий вид Балаклавы со стороны генуэзских укреплений. «Слева – вход в гавань; справа – город».

В середине XIV века Сюмболон завоевали генуэзцы и назвали Чембало. В 1475 году город захватили турки, давшие ему название Балык Юве – Рыбье гнездо, трансформированное в Балаклаву.


Балаклава, вид с берега.

В 40-х годах XIX века Балаклава была крохотным городком, население которого (в основном греки) занималось рыбным промыслом. В период Крымской войны в Балаклавской бухте базировался английский флот.


перейти во вторую страницу


Источники: www.krimoved-library.ruwww.carlobossoli.info