Опыт путешествия на автомобиле по Франции

 

Подготовительный этап

Во Франции широко представлены все основные европейские прокатные компании. Условия и цены у них плюс-минус одинаковы, отличаться может разве что отношение к клиенту, выражающееся в выставлении претензий (придиркам) за мелкие повреждения машины (в том числе те, которые могли быть получены до тебя). Почитав отзывы, стало ясно (конечно это субъективный взгляд), что наименее проблемным в этом плане является Europcar, поэтому примерно за месяц до моего трипа у этого прокатчика была сделана бронь через агрегатор rentalcars.

При бронировании у rentalcars также была приобретена страховка, покрывающая мелкие повреждения арендованного авто. В случае с Францией сделать ее будет не лишним, потому что французы не особо жалеют свои авто, а чужие тем более. Все машины имеют как минимум притертости, в каких-то случаях небольшие вмятины, деформации бамперов. Все эти повреждения результат неудачных попыток припарковаться, а реальные аварии (дтп) мне даже не встречались.

Начальной точкой аренды мной был выбран Бордо, точнее офис Europcar недалеко от аэропорта – их торчащую на столбце вывеску видно с ведущей туда дороги. Практически напротив офиса расположена автобусная остановка, что весьма кстати – из города можно добраться на автобусе, курсирующем из центра до аэропорта.


Аренда автомобиля

Как известно, в Европе бронируется только определенный класс автомобиля, то какой именно достанется всегда сюрприз. В моем случае это был Toyota Yaris (второй по дороговизне класс), который на первый взгляд показался довольно «свежим».


Но это только на первый взгляд. При детальном рассмотрении почти каждый элемент машины оказался покоцанным (царапины, замятия, деформация элементов и др.), часть из этих портаков прокатчик и не скрывал, отметив в акте приема-передачи, другие пришлось искать самому, на что ушло изрядное количество времени. Любезному менеджеру, сдающему машину, в реальности было пофигу – после заполнения всех формальных документов он отправил меня на парковку (на заднем дворе), где я еще полчаса ходил вокруг машины и фотографировал/фиксировал ее состояние. В итоге пришлось идти за менеджером и просить его внести в акт те повреждения, которых он изначально не отметил.

К сожалению, весь этот процесс не быстрый (от момента прихода в офис до выезда за ворота прошло чуть больше часа), но нужный, чтобы не приписали потом лишних царапин. Неудобство также вызывает то, что повреждения перечислены простым текстом (вместо того, чтобы изобразить схематично авто и указать их на такой схеме), к тому же на французском языке, да так, что переводчик в смартфоне помог только отчасти, а там, где не помог, разбирался пришедший менеджер, и даже он не сразу все понял. В итоге несколько повреждений, которые я нашел и просил внести, по факту уже были отмечены, но записаны не пойми как. Такие ситуации создают задел для дальнейших разногласий: один не так отметил, другой не так понял, а с тебя третьего попытаются за это содрать денег.

Для заключения договора аренды обязательно необходимы международные (бумажная книжка) и российские (пластиковые) права, а также кредитная карта для заморозки страхового депозита (при чем дебетовая карта, даже та, на которую установлен овердрафт, не подойдет).


Эксплуатация

Её можно условно разбить на три части: 1) вождение по городским и загородным дорогам и платным автострадам, 2) парковка и 3) заправка автомобиля. Ну и перед возвратом мойка кузова и чистка салона.

Самое главное к чему нужно быть готовым при вождении по городским и загородным дорогам – частые кольцевые (круговые) движения. В той части Франции, которую я проехал (1300 км.), перекрестков со светофорами практически нет, заменой им является движение по кругу. В Марселе даже есть гигантский круг, въезд на который осуществляется по сигналу светофора, плюс само движение на кругу также регулируется светофорами. Меня, как человека, не ездящего регулярно на механике, поначалу круги сильно напрягали, потому что чаще всего приходилось останавливаться и снова трогаться … если получалось … первое время бывало глохла машина и благо, что французы в целом спокойные, никто не сигналит, агрессивного вождения не практикуют. Единственной их особенностью является манера сесть тебе на хвост и ехать следом, пока кто-нибудь из вас не свернет (в противоположность общероссийскому стилю «обгон любой ценой»).

Выезд на платную (многополосную) автостраду и съезд с нее осуществляется через пропускной пункт со шлагбаумами. Платить нужно на съездах с автострады, которые, как правило, находятся неподалеку от населенных пунктов; стоимость зависит от расстояния (моя вилка была от пары евро до 18 евро, но чаще всего в районе 5-8 евро); оплатить можно как монетами, так и пластиковой дебетовой/кредитной картой. Важно учесть, что слоты на съездах с автострады (на которых нужно платить) делятся на три категории: 1) возможен проезд только с транспондером (над слотом будет гореть буква «t») и вряд ли он у вас будет; 2) возможен проезд только с оплатой (будет гореть буква «е»); 3) возможны оба варианта (будут гореть сразу две буквы), но на оживленных съездах лучше в этот слот не вставать, чтобы не тормозить поток людей с транспондерами.
Встречные потоки на автостраде разделены, при этом в каждом направлении проложено по 3-6 полос. На участках, где больше трех полос, две крайние полосы предназначены для тех, кто передвигается с максимально разрешенной скоростью 130 км/ч (некоторые явно превышают, но в целом их немного, так как есть камеры контроля скорости, а штрафы немаленькие). Впервые попав на автостраду, по своей «российской» привычке я недолгое время передвигался на «скоростных» полосах со скоростью 80-90 км/ч (больше машина ехала с трудом, к тому же бензин в таком режиме уходил гораздо быстрее) и не мог понять почему мне все сигналят и мигают фарами.

Важным моментом в автопутешествии являются парковки. Несмотря на то, что они платные, найти в городе пустое место непросто. Лучше заранее искать на гугл-картах большие парковки неподалеку от места, где вы собираетесь гулять, и ехать целенаправленно туда. Конечно можно не париться насчет планирования и искать на месте, но тогда, в некоторых случаях, потребуется больше времени (придется кружить по кварталу). Из-за (относительных) сложностей с парковками, также важно бронировать гостиницу с собственной парковой.

Заправочных станций на пути от Бордо до Ниццы было вполне достаточно, однако мне ни разу не попалась такая, где был бы заправщик. Насколько я понял во Франции распространена такая система – подъезжаешь к колонке, вставляешь пистолет и ждешь (идти никуда не нужно) пока тетка, сидящая в будке на выезде, включит тебе твою колонку (понять это можно по обнулению счетчика), дальше заправляешь сколько нужно, убираешь шланг и едешь на выезд, где уже платишь не выходя из машины той же самой тетке.

По поводу мойки и чистки машины. Учитывая, как приемщик осматривал ее в момент возврата, и то в каком состоянии она была, когда я ее забирал (уж точно не блестела снаружи и внутри), сейчас я думаю, а так ли нужно было приводить ее в порядок. Проблема в том, что автомойки встречаются не так уж часто, плюс чистить салон все равно придется самому – на автомойках есть специальный платный пылесос, в который нужно опускать монетку и он включается на несколько минут. Все это отнимает время.


Возврат автомобиля

Авто изначально бронировалось с учетом его возврата в Ницце, за что дополнительно должны были взять плату. При бронировании сумма за «one way» обозначалась ровно 100€, однако по факту вышло немного меньше. Оплатить эту сумму в момент взятия авто оказалось невозможно, что странно, ведь за саму аренду взяли сразу. Платеж за «one way» требовалось внести только при возврате машины в Ницце, а это впоследствии оказалось очень накладным.

Проблема в том, что территория аэропорта Ниццы громадная, а схема движения (как обычно бывает) запутанная. Пришлось поездить туда-сюда пока не нашлась дорога ведущая к специальному въезду на парковку, где принимают прокатные автомобили сразу всех прокатчиков. Беглый осмотр со стороны менеджера твоей компании, пару чирков и ты свободен. Никаких тебе табличек куда идти и тем более инструкций, что делать дальше, кому платить этот «one way». Пришлось ехать на шаттле в главный терминал, искать там офис Europcar, чтобы … узнать, что они «one way» не принимают. Оказывается в том же комплексе, на парковке которого осуществляется возврат авто, есть отдельный офис (см. геолокацию и фото входа), где сидят только прокатчики, куда и нужно было обращаться, чтобы оплатить «one way». Пришлось на том же шаттле возвращаться обратно, что само по себе занимается порядка 20 минут (три раза проехал – часа как не бывало), искать это чертов офис, сидеть в нем сначала в очереди, а потом еще в ожидании проведения платежа и выяснения, что претензий у прокатчика нет (хотелось получить документальное подтверждение сего факта).


Расходы на аренду

Итоговый бюджет аренды на 11 дней составил 251 евро с учетом налога (но без учета доплат за второго водителя и «one way»). То есть 22.8 евро (≈1600 руб.) в день, что в целом дешевле чем в России.

Детализация расходов ниже.

Этот документ был выдан прокатчиком после возврата автомобиля. По своей инициативе Europcar его вряд ли даст, но для самоуспокоения целесообразно попросить самому. В нем должно быть четко указано, что повреждений и задолженности по итогам аренды нет.


Удачи на дорогах Франции!