Подготовительный этап путешествия по островам Бали, Ломбок и Гили Траванган, Мено, Эйр


За весь мой опыт данное путешествие было, пожалуй, самым сложным с организационной точки зрения.
Отдельно хочу отметить – благо, что оно прошло по намеченному плану, ведь в него могла легко вмешаться природа: за несколько недель до поездки с новой силой начал проявлять активность вулкан Агунг на Бали; к тому же на Ломбоке периодически происходят сильные землетрясения. Проливной дождь длительностью более 2 часов подряд, который несколько раз заставал меня в дороге (за рулем скутера) и уменьшал видимость (иногда до нуля), вообще мелочи, почти не мешавшие следовать плану.

Чтобы составить маршрут, мне пришлось сначала изучить огромную массу опубликованной в интернете информации, посвященной Бали, а если быть точным, то прочитать сотни страниц текста в поисках той, которая бы имела реальную ценность для планирования путешествия; в тоже время полезной информации про Ломбок оказалось на порядок меньше. Итогом проделанной работы стал список с внушительным числом локаций для посещения … к слову, такие банальные достопримечательности, как например Лес обезьян в Убуде, я даже не рассматривал. На следующем этапе пришлось разобраться в том, как же можно добраться до всех этих пляжей, водопадов, храмов и прочего не только удобней, но и эффективней всего, ведь разбросаны они аж по трем островам (три Гили можно посчитать за один).

Ниже на этой странице будет представлена вся информация, которая была собрана мной и учитывалась при подготовке путешествия:
1. Что нужно знать тем, кто планирует путешествие на остров Бали
2. Как добраться до острова Ломбок и какие места на нем заслуживают внимания
3. Как добраться до островов Гили Траванган, Мено, Эйр и зачем туда ехать
4. Как добраться до островов Нуса Пенида, Нуса Лембонган и Нуса Ченинган и зачем туда ехать



1. Что нужно знать тем, кто планирует путешествие на остров Бали

Бали довольно раскрученное туристическое направление, а потому недостатка в информации на подготовительном этапе не испытываешь. Наоборот, в какой-то момент от ее избытка и качества (подробнее об этом в следующем абзаце) в голове образуется каша и, что хуже всего, непонятно где находятся все те места, о которых ты прочитал, потому что авторы в своих отчетах толком не дают никаких привязок к местности, не говоря уже о ссылках на гугл-карту. С поиском наиболее популярных достопримечательностей проблем не возникало, а вот малоизвестные пляжи, деревеньки, водопады и пр. приходилось буквально разыскивать.

Отдельно стоит упомянуть о качестве встречающейся информации относительно балийских пляжей, что напрямую касается выбора места для проживания. Большинство, кто пишет отзывы о пляжах, не дают толком никакого объяснения почему они считают, что в одном месте хорошо, а в другом плохо. Со временем удалось собрать несколько более-менее содержательных комментариев, что позволило сделать хоть какие-то выводы. Их подборку привожу ниже.

 

 

 

Прочитали?! Ну как, вы все еще хотите на Бали? Тогда почитайте еще про способы развода туристов и опасные прибрежные течения.
Начитавшись подобных отзывов, я, конечно, подрасстроился – от острова с припиской «райский» такого ну никак не ожидаешь.

Замусоренность и коварный океан (с большими волнами и обратными течениями) это две из трех негативных особенностей балийских пляжей. Третьей особенностью является то, что впечатление от одного и того же пляжа может кардинально отличаться в зависимости от того окажешься ты на нем в прилив или отлив. При этом под прилив нужно подстраиваться – он происходит дважды за сутки и каждый раз начинается с некоторым временным смещением по отношению к прошлому интервалу, а вычислять их периодичность самостоятельно довольно замороченное дело. Для себя приметил два ресурса, где можно посмотреть их расписание:
www.baliforum.ru/index.php/topic,13.0.html
www.indosurf.com.au/bali-tide-charts-2019-2020

На упомянутом выше Baliforum нашлось очень много полезной информации, в том числе по ПЛЯЖАМ и РАЙОНАМ острова. Не так структурировано как на Baliforum, но тоже ясно и с фотографиями, про пляжи написано здесь.
К сожалению, для себя открыл эти сайты уже после того как составил карту с отметками основных пляжей, водопадов и храмов Бали (потратив на их поиски кучу времени). Карта понадобилась для того, чтобы более ясно (наглядно) представлять их расположение, а также понять в каких регионах острова их концентрация максимальна.

Территорию Бали можно условно разделить на шесть регионов, у каждого из которых есть своя отличительная особенность. Ниже я дам краткое описание наиболее интересных поинтов в каждом из них, ссылки на карту и фотографии из поиска гугла. Начну с самого посещаемого региона острова и закончу наименее посещаемым.


южная часть Бали

Это самая развитая с точки зрения инфраструктуры часть острова, поэтому неудивительно, что подавляющая часть приезжающих на Бали туристов (в том числе самих индонезийцев, китайцев и русскоговорящих) оседает именно там, в особенности те, кто приезжает в рамках пакетного тура – почти все отели, ориентированные на такой спрос, находятся в районе Санура, Нуса Дуа и Куты.

Отличительной особенностью пляжей южной части Бали является наиболее сильное (по сравнению с пляжами на севере и востоке острова) влияние приливов-отливов, когда в период отлива (он случается дважды в сутки) вода может отходить от берега на 100-200 метров. Кроме того, даже на популярных пляжах встречаются участки с сильным обратным течением. Из плюсов – большинство пляжей являются очень просторными и живописными, покрыты белым, бежевым или желтым песком.

Если поселиться здесь на все время отдыха, выбираться в другие районы острова будет проблематично, поскольку всякий раз нужно будет преодолевать тяжелый трафик Денпасара. Тем, кто может позволить себе нанять машину с водителем (на Бали такой сервис достаточно развит), который провезет по достопримечательностям острова, особых неудобств, кроме потерянного времени на дорогу туда-обратно, испытывать не придется. У тех же, кому в качестве средства передвижения доступен только скутер, после пары-тройки однодневных трипов вряд ли останется желание поехать еще ... это на мой взгляд, ведь у всех разный запас прочности (но чаще всего люди переоценивают свои силы). В конце своего путешествия я поселился в Куте и в один из дней решил съездить в храм Танах Лот – так вот, на это у меня ушла большая часть светового дня; оставшегося времени и желания хватило только на поездку на пляж Баланган.

Kuta является самым оживленным туристическим районом острова. При этом не стоит его путать с районом North Kuta, в состав которого входит все больше набирающий популярность поселок Canggu|Чангу (о том из-за чего, можно почитать здесь). Основная пляжная полоса Куты начинается в двух километрах к северу от аэропорта, имеет протяженность около 5,5 км и условно (то есть нет ни естественных, ни искусственных преград) разделена на несколько пляжей – Segara Beach (на карте), созвучный всему району Kuta Beach (на карте), Legian Beach (на карте), а также пляжи Double Six Beach (на карте), Seminyak/Oberoi Beach (на карте), Kayu Aya Beach (на карте). Три последних пляжа относятся к Seminyak|Семиньяку – это что-то вроде престижного мини-района в составе большого района Кута (подробнее о Семиньяке можно почитать здесь). Рядом со ссылкой на карту я не стал приводить ссылку на фото каждого упомянутого пляжа, потому что все ни выглядят одинаково (см. фото) – широченная (≈100 метров) и уходящая вдаль полоса желтого песка, становящегося ближе к прибою твердым как бетон (что очень кстати для прогулок), и, отбивающие всякое желание заходить в мутную воду, большие волны. Судя по отзывам и фотографиям, иногда океан приносит столько мусора, что пляж больше походит на свалку (см. фото). Segara Beach и ближайшая к нему часть Kuta Beach показались мне одним из самых грязных и некомфортных мест, где я вообще когда-либо бывал: это место больше походит на загаженную центральную городскую площадь или вокзал, чем на пляж. Зато соседний Legian Beach произвел на меня куда лучшее впечатление – не такой многолюдный и относительно чистый; могу посоветовать разместиться здесь ближе к вечеру на лежаке с зонтом (на первом ряду), чтобы расслабиться, наблюдая за подсвеченными мягким контровым солнечным светом накатывающими на берег волнами, оттачивающими на них свое мастерство серферами (нередко можно заметить настоящих профи), проходящими мимо людьми, а иногда и веселящимися собаками.

Sanur (на карте, фотографии). Первый с восточной стороны острова «заповедник» туристов с развитой инфраструктурой (в виде больших отелей, множества баров, кафе, магазинов и пр.) и как следствие этого кучей народу и интенсивным трафиком. Одного какого-то привычно компактного пляжа с названием Санур не существует, это скорее название огромной береговой зоны, которая разделена на части волнорезами. У некоторых из этих частей есть условные хозяева – под этим я подразумеваю владельцев шезлонгов, самые ответственные из которых следят за чистотой на подведомственной им территории. Ядром Санура можно считать причал (по факту просто зона пляжа, где паркуются лодки, выгружаются и загружаются пассажиры), с которого отправляются катера на Нуса Пениду и Лембонган. Выбирая Санур в качестве места проживания, нужно быть готовым к тому, что это одна из локаций, где влияние приливов и отливов очень значительно. В тоже время Санур одно из немногих мест на Бали, где не бывает сбивающих с ног волн, из-за наличия рифа в нескольких сот метрах от берега, поэтому здесь чаще всего останавливаются семьи с детьми.

Nusa Dua является основной пляжной (курортной) зоной полуострова Букит, береговая линия которой такая же громадная как и у соседнего Санура. Кроме того, ей присущи все те же особенности, что и Сануру – развитая инфраструктура, множество туристов, влияние отливов – однако Нуса Дуа будет все-таки получше. Об этом говорит тот факт, что именно здесь располагаются люксовые отели Ritz-Carlton, Hilton, Kempinski, St.Regis, Grand Hyatt, Sofitel, Kempinski, Mandarin Oriental и другие менее именитые – в плохом месте их бы точно не открыли. Поскольку отели крутые, то они следят за чистотой своей части пляжа (у кого она есть), насколько это возможно, потому что мусор все равно приплывает (после штормов или с приливами), просто его оперативно убирают. Центральным пляжем является одноименный Nusa Dua Beach (на карте, фотографии), южнее него находятся Geger Beach (на карте, фотографии), Sawangan Beach (на карте, фотографии) и Taman Sari Beach (на карте, фотографии). Из всей береговой линии Нуса Дуа я был только в самой южной части пляжа Нуса Дуа: в целом неплохо (не грязно), но мне не понравилось (к тому времени я уже успел «зажраться»), потому что глубина начинается достаточно близко от берега (видимо я был в прилив), в воде плавало немного мусора в виде водорослей (но пластика не было), накатывали волны приличных размеров, а жадные владельцы лежаков просили за них неимоверную плату.

Из интересных пляжей на полуострове Букит я бы отметил еще подходящие для купания Pandawa Beach (на карте, фотографии) и Melasti Beach (на карте, фотографии), а также Balangan Beach (на карте, фотографии) подходящий по большей части для серфинга и наблюдения за закатом.

На юге Бали находится два самых посещаемых храма острова: Tanah Lot (на карте, фотографии) и Uluwatu (на карте, фотографии). Последний известен также как место, где туристы могут посмотреть исполнение традиционного балийского танца «кечак».

Прочие достопримечательности в южной части Бали: Hidden Canyon Beji Guwang (на карте, фотографии), смотровая площадка Karang Boma Cliff (на карте, фотографии).

Если ищите сувениры, имеет смысл заглянуть в Transmart Carrefour. Как ни странно, прямо в самом супермаркете есть гигантский сувенирный отдел, в котором можно найти все (и даже больше) ширпотребные сувениры, которые продаются в туристических местах острова.


центральная часть Бали

Ядром центральной части острова является деревня Ubud (на карте) – духовный, культурный и художественно-ремесленный центр Бали. Тем, кто хочет узнать про него более подробно, стоит изучить информацию на Baliforum, а также почитать эту статью.
С целью соприкоснуться с культурой острова, туристы также едут в Penglipuran (на карте) – «традиционную балийскую деревню». Я так и не смог толком понять какой смысл вкладывается в этот термин. На мой взгляд, единственное, чем эта деревня отличается от остальных на Бали, это архитектура главной улицы деревни – почти все встречающиеся в интернете фотографии по запросу «penglipuran village» сделаны на ней. На Google Maps есть отличный 360-градусный снимок этой улицы.

Наиболее известные храмы в центральной части Бали: Taman Ayun (на карте, фотографии) и Tirta Empul (на карте, фотографии).

Лично меня центральная часть острова больше привлекала своей природой. Рельеф здесь сочетает в себе овраги и холмы (возвышенности), покрытые невероятно буйной растительностью. В окрестностях Убуда существует несколько живописных троп, позволяющих оценить великолепие здешней природы, наиболее известной из которых является Campuhan Ridge Walk (начало тропы на карте, фотографии).

Ну, и конечно, нельзя не упомянуть красоту, созданную совместными усилиями природы и человека – рисовые террасы. Наиболее известными и живописными являются Tegallalang Rice Terraces (на карте, фотографии), а также Jatiluwih Rice Terraces (на карте, фотографии).

Водопады в центральной части Бали
           
1   Tukad Cepung  
2   Tangkup (Bangli)  
3   Petapan  
4   Kuning  
5   Dedari (Bangkiang Djaran)  
6   Kanto Lampo  
7   Goa Rang Reng  
8   Tibumana  
9   Pengibul  
10   Bandung  
11   Skcript  
12   Sumampan  
13   Tegenungan  
14   Manuaba  
15   Tangkup (Gianyar)  
16   Nungnung  
17   Penikit  
18   Batu Lantang  
19   Leke Leke (Kipuan Kebo)  
20   Ayung  
21   Jemeng  
22   Pengempu  
23   Taman Beji Giriya  
24   Yeh Ho  
25   Besi Kalung  
26   Tibu Sampi  
27   Sing Sing Angin  
28   Pangkung Sakti  
29   Sade Desa Belimbing  
30   Singsing Benben  
31   Juwuk Manis  


Все вышеперечисленные водопады центральной части Бали, отмеченные на Google Maps


восточная часть Бали

Пляжный отдых на востоке Бали не слишком популярен из-за черного песка – экзотично, но не эстетично (походит на грязь). В эту часть острова (точнее северо-восточную) стоит отправиться ради дайвинга и, судя по найденной мной информации, он не разочарует: с середины этого отчета идет описание погружения в Туламбене и Амеде, проиллюстрированное отличными фотографиями; стоит почитать также этот отчет. А вот снорклинг в этих местах, на мой взгляд, весьма посредственный (остается радоваться, что есть хотя бы такой).

Tulamben (на карте, фотографии). Популярное во всем мире место для дайвинга, в частности обучения ему. Считается также хорошим местом для снорклинга, однако у самого берега смотреть нечего (проверено), а риф, отмеченный на карте, в реальности я не нашел. Относительно недалеко от берега находится затонувший корабль (так называемый US Liberty Wreck Ship), который облюбовали подводные жители; мне доплыть до него не удалось из-за приличной волны в тот день.

Amed является не менее популярным для погружений местом, чем Туламбен, а может и более. В отличие от своего соседа, Амед довольно развитое и крупное поселение, вытянувшееся вдоль берега на 14 км. – строго говоря, это полоса рыбацких деревень, объединенная одним общим названием. К числу наиболее известных пляжей можно отнести: Amed Beach (на карте, фотографии), Jemeluk Beach (на карте, фотографии) и Lipah Beach (на карте, фотографии). На первом и последнем я не был, второй по моим меркам довольно средненький пляж с мутной водой (что не подходит для хорошего снорка) и слабенькой подводной жизнью (кораллы у берега мертвы, рыб почти нет). На пару километров южнее Lipah Beach есть интересное место (как такового пляжа там нет, все пространство заставлено лодками) – Japanese Wreck dive site. Несмотря на название «dive site», там можно и снорклить. Фишка этого места – лежащие на дне остатки затонувшего японского корабля, который теперь населен рыбами; доплыть до него не сложно, но иногда появляется сильное течение. Важно понимать, что истинная красота подводного мира Амеда, также как и Туламбена, доступна только дайверам. Попадающиеся в интернете фотографии потрясающих коралловых рифов Амеда и Туламбена были сделаны именно дайверами и для снорклинга недоступны, так что не стоит испытывать ложных надежд.

Candidasa (на карте, фотографии). На русском встречаются названия Кандидаса или Чандидаса. Довольно крупное и комфортное для проживания поселение (подробнее см. здесь), из которого удобнее (ближе) чем из Амеда добираться до тройки интересных пляжей, а также до порта Padang bai (откуда уходят паромы на Ломбок); храмы Pura Besakih и Pura Luhur Lempuyang находятся в пределах 1,5 часов езды на мотобайке. Первый, заслуживающий внимания, пляж это White sand Beach или Virgin Beach или Pasir Putih (на карте, фотографии) – три названия одного и того же пляжа; действительно классный, немноголюдный и чистый пляж для Бали, есть лежаки, всегда предложат напитки, ходят массажистки. Второй пляж это Blue Lagoon Beach (на карте, фотографии), который скорее можно охарактеризовать как красивое место; купаться из-за острых камней под водой не очень комфортно, а в большую волну и опасно; недалеко от берега есть риф, подходящий для снорклинга. Третьим пляжем является Secret Beach или Bias Tugel (на карте, фотографии).

В восточной части острова находится главный храм Бали – Pura Besakih (на карте, фотографии), а также не менее известный храм Lempuyang (на карте, фотографии).

Прочие достопримечательности в восточной части Бали: смотровая площадка Bukit Pemukuran (на карте). Если вулкан рассматривать как достопримечательность, тогда можно отметить, что именно здесь находится вулкан Агунг (на карте), последние годы периодически появляющийся в новостях в связи с очередным извержением или фумарольной активностью; так вот, есть смельчаки, совершающие на него восхождение!

Водопады в восточной части Бали
           
32   Celuk  
33   Jagasatru  
34   Yehpoh  
35   Yamuna  
36   Yeh Labuh  


Все вышеперечисленные водопады восточной части Бали, отмеченные на Google Maps


северная часть Бали (Ловина, Сингараджа)

На мой взгляд, эта часть острова интересна скоплением водопадов на относительно небольшой территории, которую можно объехать за пару дней. Попутно замечу, что центральную часть Бали, где также много водопадов, объехать за то же время не получится. Помимо нескольких главных по красоте водопадов Бали (Sekumpul, Banyumala Twin, Banyu Wana Amertha, Gitgit), в этой (северной) части острова находятся живописные озера и довольно популярный храм Pura Ulun Danu Beratan (на карте, фотографии) на одном из них.

Lovina Beach (на карте, фотографии). Пляж с черным (вулканическим) песком, а учитывая попадающийся на пляже мелкий мусор, такой песок подсознательно воспринимается как грязь (мне не понравилось). Главной фишкой этого пляжа является возможность увидеть дельфинов (увы, не у берега). Местные рыбаки рано утром вывозят (за отдельную плату) туристов на лодках в море, где в определенных местах, если повезет, можно встретить стаи дельфинов.

Глядя на карту, и изучив окрестности, может показаться, что Ловина очень выгодное место для проживания, так как с одной стороны будет где покупаться (пляж какой-никакой есть), а с другой – возможность увидеть водопады и озера. Но не стоит обольщаться, потому что чтобы до всего этого добраться из Ловины, нужно будет сначала забраться (на машине или мотобайке) на гору (местами по достаточно крутому серпантину) и соответственно точно также (в обратном направлении) потом спуститься; «гора» в данном случае это многокилометровый постоянно возвышающийся рельеф, настолько высокий, что погода там отличается на несколько градусов от той что на побережье. Возможно, для осмотра водопадов целесообразней поселиться в деревне Мундук (на карте).

Водопады в северной части Бали
           
37   Sekumpul  
38   Fiji  
39   Bembengan  
40   Bukit Lalang  
41   Galungan  
42   Tirta Buana  
43   Silangjana  
44   Gitgit  
45   Colek Pamor  
46   Gitgit Twin (Campuhan)  
47   Banyu Wana Amertha  
48   Canging & Dedari  
49   Jembong  
50   Aling-Aling  
51   Padangbulia (Wana Ayu)  
52   Tembok Barak  
53   Wanagiri Pucak Manik  
54   Banyumala Twin  
55   Gobleg  
56   Munduk  
57   Labuhan Kebo  
58   Melanting  
59   Santhipala  
60   Umejero  
61   Blahmantung  
62   Singsing  


Все вышеперечисленные водопады северной части Бали (Ловина, Сингараджа), отмеченные на Google Maps


северная часть Бали (Батур)

Большинство туристов приезжает в эту часть острова для того, чтобы совершить восхождение на вершину вулкана Батур (на карте). Он считается активным, однако, в отличие от Агунга, извергающегося в наше время, последнее извержение Батура было в 1964 году. Некоторые поднимаются на соседнюю вершину Abang (на карте). Подробно о восхождении можно почитать здесь, а также на Baliforum.

Единственный храм в этой части острова, который я рассматривал для посещения, это Pura Ulun Danu Batur (на карте, фотографии). Для меня он был интересен открывающимися с его территории видами. Вместо храма можно заехать на смотровую площадку Kintamani (на карте, фотографии).

Водопады в северной части Бали
           
63   Carat  
64   Mengening  
65   Desa Kutuh  
66   Yeh Mampeh (Les)  
67   Tiying Seni  
68   Tukad Bangkung  


Все вышеперечисленные водопады северной части Бали (Батур), отмеченные на Google Maps


западная часть Бали

Из-за своей удаленности этот регион наименее посещаемый туристами. Проживая в центре острова, и тем более на юге или востоке, смотаться туда на денек (без ночевки), на мой взгляд, будет достаточно напряжно. Успеть посмотреть то, ради чего обычно туда и едут, ну никак не получится … опять же на мой взгляд. Стоит выделить хотя бы три дня, из которых большая часть первого дня уйдет на дорогу и поиски уже на берегу лодки, которая отвезет на следующий день к острову Mendjangan (на карте, фотографии), считающемуся лучшим местом для снорклинга и дайвинга на Бали из-за богатого и нетронутого подводного мира. Менджанган является частью West Bali National Park (на карте, фотографии) – вторая достопримечательность региона, на исследование которой в идеале нужен полный день; парк интересен тем, что по его территории свободно бродят олени, вараны, встречаются разнообразные птицы и обезьяны.

Наиболее известным пляжем региона является Pemuteran beach (на карте, фотографии) – ничем выдающимся не отличается, ехать в такую даль специально ради него не стоит, но, если собрались на Менджанган, можно заглянуть. Считается, что здесь неплохой снорклинг, поскольку фишкой этого места являются обросшие кораллами подводные металлические конструкции (так называемый biorock), которые специально для этого и были установлены.

Поселок Medewi (на карте, фотографии), где тоже есть пляж, но серферский, был отмечен на моей карте по следующей причине. Уже после покупки билетов на самолет обнаружилось, что моя поездка будет приходиться на празднование Nyepi day – балийского нового года, известного тем, что в этот день нельзя даже выходить на улицу из дома/отеля, не говоря уже о том, чтобы ехать куда-то; а «обнаружилось», потому что его точная дата меняется каждый год. Исходя из отзывов в интернете, Medewi чуть ли не единственное место на Бали, где эта традиция не соблюдается.

Прочие достопримечательности в западной части Бали: дорога сквозь ствол дерева Bunut Bolong (на карте), смотровая площадка Wisata Puncak JR Jembrana Bali (на карте), смотровая площадка Roses peak Jembrana Bali (на карте), храм с красивыми видами Pura Batu Kursi (на карте).

Водопады в западной части Бали
           
69   Pengumbahan  
70   Status Tidak Jelas  
71   Yeh Mesee  
72   Yeh Buah (Grojogan)  


Все вышеперечисленные водопады западной части Бали (Батур), отмеченные на Google Maps

 



3. Как добраться до островов Гили Траванган, Мено, Эйр и зачем туда ехать

Начну с того, зачем туда ехать. Если вы уже прочитали (выше на этой странице) вступительную часть раздела «Что нужно знать тем, кто планирует путешествие на остров Бали», то понимаете, что пляжный отдых на Бали весьма своеобразен. Тем, кто не желает мириться с его особенностями, ничего не остается, кроме как отправиться на один из островов Гили. Достаточно подробно о них можно почитать здесь.

Ближайшие к Гили аэропорты находятся на Бали и Ломбоке. При этом добираться через аэропорт Ломбока сподручней только если вы планируете прилетать из какого-то региона Индонезии сразу туда, минуя Бали. В ином случае разумнее всего отправиться на Гили прямо с Бали на скоростном катере. В последние годы такие поездки на Гили стали очень популярны среди туристов, а спрос, как известно, рождает предложение. Сегодняшнее разнообразие вариантов позволяет скроить любой маршрут:
1) Катера отправляются на Траванган прямо из залива Бенуа, рядом с которым находится балийский аэропорт. Если время прилета не совпадает с временем отправления на Траванган, всегда можно перекантоваться в Куте (погулять, отдохнуть или переночевать в отеле); у некоторых транспортных компаний есть собственные микроавтобусы, которые забирают туристов в Куте и отвозят к причалу.
2) Если вы не планируете ехать на Гили сразу после прилета на Бали, это можно сделать позднее – катера, как минимум, ходят туда из Санура, порта Паданг Бей и Амеда (это наиболее близкий к Гили населенный пункт). Также появился вариант, позволяющий уехать на Гили с Нуса Лембонгана.

У описанных выше вариантов есть один недостаток – с собой нельзя взять мотобайк, потому что на всех Гили их эксплуатация в принципе запрещена. Если вы уже успели им обзавестись, придется возвращать его арендодателю либо искать парковку на Бали. В Сануре парковка есть здесь (она же на google street view); мне с трудом удалось найти на ней место, трафик там огромный, но байк простоял двое суток без эксцессов.

У некоторых транспортных компаний билеты на катера можно купить заранее по интернету. На месте предложений еще больше – на улицах периодически встречаются киоски с наружной рекламой и баннеры, предлагающие перевозку. Фирмы, у которых есть интернет-сайт и можно посмотреть маршрутную сеть и расписание:
www.patagonia-xpress.com
www.marinasrikandi.com
www.scootcruise.com
www.gili-sea-express.com
www.kudahitamexpress.com

Сам же я пользовался услугами «Patagonia-xpress». Билет купил заранее (будучи еще в Москве); затем за какое-то время (точно уже не помню) подтвердил по whatsapp что я точно поеду (об этом попросил перевозчик); утром пришел в указанное место – это была парковка в Куте, где меня и других туристов забрал микроавтобус и доставил (бесплатно) к одному из причалов в заливе Бенуа, с которого мы отправились на Траванган; катер был новый, скоростной и почти бесшумный (комфортный). Стоимость билета чуть больше 30$.

Для тех, кто не желает оставлять мотобайк на парковке на Бали, или планирует после Гили продолжить на нем свое путешествие по Ломбоку, единственным вариантом будет отправиться из порта Паданг Бей на пароме до Лембара (Ломбок), а уже оттуда на мотобайке доехать до Бангсала, затем оставить его на одной из платных парковок (здесь в отличие от Бали специально искать ничего не нужно, парковочный бизнес, ориентированный на приезжающих ради Гили, уже давно отлажен; выглядит эта парковка вот так), а самому доплыть на лодке до одного из Гили (от парковок до пирса идти 10-15 минут и столько же плыть до ближайшего Гили Эйр).

Важно знать, что на пирсе Бангсала постоянно ошивается огромное количество «помогал», каждый из которых в той или иной степени захочет вас развести на деньги; лучше вежливо отказаться от их услуг (они в крайней степени настойчивы) и воспользоваться официальным сервисом – на пирсе есть будка, где продают билеты до Гили по стандартным ценам (их уровень уже не помню, но в целом неощутимо для любого кошелька). На обратном пути эти же «помогалы» будут предлагать такси до аэропорта, Лембара или какого-то другого места, но лучше воспользоваться официальным такси «Blue Bird», у которого проезд тарифицируется по счетчику; найти их можно здесь либо вызвать по мобильному приложению (аналогично «Uber»), скачать которое можно в appstore или google play.

Сколько времени займет весь путь от Паданг Бея до Гили вряд ли возможно оценить заранее, потому что на это влияет сразу несколько моментов. Главный из них – время, затраченное на паромную переправу; к сожалению, оно не фиксировано и в интернете встречаются отзывы людей, некоторые из которых плыли чуть больше 4 часов, а другие чуть меньше 6 часов; встречались даже случаи, когда паром приходил в Паданг Бей, но не причаливал и стоял на рейде еще несколько часов из-за высокой загруженности порта. Второй источник неопределенности — это то с какой скоростью вы сможете преодолеть путь от Лембара до Бангсала или хотя бы Сенгиги (оттуда тоже ходят лодки до Гили, но неизвестно есть ли там организованные парковки), ведь у каждого человека разный навык вождения; при этом могу отметить, что основные дороги на Ломбоке в хорошем состоянии, а также то, что маршрут googlemaps наверняка проложит через Матарам – очень оживленный город. Также потребуется время на парковку байка и ожидание отправления лодки до Гили.

Когда я только планировал свое путешествие, то рассчитывал добираться до Гили вышеописанным способом и закладывал, что окажусь на Гили только ближе к 20-00 при условии, что 1) паром без задержек выйдет из Паданг Бея в 11-00/12-00 часов (до полудня) и через 5 часов (плюс/минус час) прибудет в Лембар, откуда я поеду в Бангсал, а если не удастся уехать на Гили вечером из-за отсутствия лодок, то переночую, где-нибудь недалеко (как вариант в Сенгиги), а утром доберусь до Гили.

По ряду причин я отказался от этого варианта и поехал на Траванган сразу после прилета на Бали (из залива Бенуа, рядом с аэропортом). Для путешествия по Ломбоку мотобайк был арендован мной в Сенгиги, что оказалось с одной стороны неудобно, так как путешествовал я в южной части острова и соответственно пришлось проехать немалое расстояние, чтобы вернуть его, с другой стороны этот вариант был удобен тем, что из Сенгиги ходит (дешевый) автобус до аэропорта (однако едет почти 2 часа, из которых минимум полчаса стоит на какой-то автобусной станции). Ради экономии времени с Ломбока на Бали я возвращался самолетом – лететь всего 20 минут и стоит недорого.

Тем, кто не обременен мотобайком и не планирует путешествовать по Ломбоку, поездка на Гили становится элементарным делом – катера с Бали до Гили и обратно ходят чуть ли не с регулярностью (условного) автобусного сообщения. Особенно повышенный спрос на это направление, когда билетов может не оказаться, наблюдается только в «День Тишины», наступающий сразу после балийского нового года (каждый год в разные даты). Это связано с тем, что на Гили нет необходимости соблюдать традицию.



4. Как добраться до островов Нуса Пенида, Нуса Лембонган и Нуса Ченинган и зачем туда ехать

О том, что же интересного таят в себе эти острова, можно почитать здесь. С момента моего трипа статья явно дополнялась и актуализировалась, потому что, когда я готовился к поездке, информации в ней было существенно меньше, чем сейчас. В настоящий момент это самое полное описание (мне даже добавить нечего) всех аспектов, касающихся подготовки поездки на эту троицу островов.

Со своей стороны хочу отдельно заметить, что именно на Нуса Пенида находится знаменитый, во многом благодаря инстаграму, Kelingking Beach. Однако большинство путешественников, я уверен, едут туда по иной причине: к берегам Нуса Пенида часто приплывают огромные скаты «Манты» (на левом фото ниже), увидеть которых можно благодаря налаженному местными жителями бизнесу по доставке туристов к спотам, куда манты приплывают на кормежку. При этом их видно с поверхности воды, так что погружаться с аквалангом не обязательно. А, если особенно повезет, можно повстречаться с рыбой «Мола Мола» (на правом фото ниже) ... к слову, для человека она безобидна.


Насколько мне известно, манты встречаются вдоль всего юго-западного побережья Нуса Пенида. Однако на туристических картах (а также гуглкарте) отмечается всего два спота – Manta bay (на карте) и Manta point (на карте). В редких случаях на карте можно увидеть еще одну точку – Old Manta point (на гуглкарте ее нет). До конца не ясно, почему местные возят туристов именно в эти части акватории Нуса Пенида, возможно там не слишком глубоко для снорклинга или шанс встретить мант выше. Слово «встретить» отражает тот факт, что гарантий их появления никто дать не может.

К сожалению, времени на полноценное посещение Нуса Пенида у меня не хватало. Однако увидеть величественных мант все же хотелось, поэтому появилась идея съездить на соседний и куда меньший по размеру Нуса Лембонган, с которого плыть до Manta bay даже ближе, чем пришлось бы ехать с некоторых районов Нуса Пенида.

Лодки на Лембонган и Нуса Пенида отправляются с причала Санура – по факту это просто зона пляжа, где они паркуются, выгружаются и загружаются пассажиры. Частота отправления лодок, наверное, сравнима с междугородним (в пределах одного региона) автобусным сообщением в России. Билеты необходимо покупать в киосках у причала, рядом с которыми обычно установлен баннер с расписанием отправления лодок.

Рядом с причалом находится огромная парковка для мотобайков (она же на google street view), хотя даже на ней мне удалось отыскать место, только подвинув соседние байки. Брать его с собой ради кратковременной поездки нет никакого смысла. Будучи на Лембонгане я также арендовал байк (за 80000 рупий в сутки) прямо в отеле, где жил. По большому счету на Лембонгане он нужен только для того, чтобы съездить на соседний (еще меньший) остров Нуса Ченинган, так как пешком идти далековато.

Лодку для поездки на снорклинг в Manta bay удалось арендовать в Indo Divers Center Lembongan за 500000 рупий (≈36$). Хоть мне и повезло – скатов я увидел – снорклинг в Manta bay не понравился. Во-первых, манты плавали у самого дна на глубине около 10 метров, где вода становилась уже мутноватой, из-за чего видно их было достаточно слабо. Во-вторых, меня жутко укачало прямо во время снорклинга ... настолько, что пришлось закончить трип раньше времени, а после возвращения на берег идти в отель и отлеживаться. Из-за чего меня укачало – остается загадкой; во время снорклинга на Симиланах, Филиппинах и в других частях Индонезии с подобным сталкиваться не приходилось.

В общем, поплавать рядом с мантами, как я мечтал, у меня не получилось. На такой глубине это возможно только погружаясь с аквалангом. При этом на YouTube есть ролики, где люди снимали мант в Manta bay на глубине всего в пару метров, то есть шкипера нужно отдельно просить плыть именно в такое место, но скатов там может и не быть. Обычно он сразу ведет лодку в то место, где уже плавают люди.



post scriptum

Выше на этой странице был описан подготовительный этап моего путешествия в Индонезию в марте 2018 года. Рассказ о том, как оно сложилось по факту, я решил оформить в виде дневника, состоящего из четырех следующих частей:
1. Трип по пляжам и снорклинг на островах gili Trawangan, gili Air и gili Meno
2. Трип по юго-западной части Ломбока (Секотонг и Кута), а также снорклинг на островах gili Rengit, gili Layar и gili Goleng
3. Круговой трип по Бали, начавшийся и закончившийся в Куте, опорными точками стали Убуд, Ловина, Батур, Амед, Санур и Букит
4. Двухдневный трип на острова Nusa Lembongan и Nusa Ceningan с целью посмотреть скатов мант