Двое на четырех колесах

Молодые супруги Сергей и Наталия бросили работу, купили внедорожник "соболь" и отправились путешествовать. За год и три месяца они проехали всю страну с севера на юг и с запада на восток.

Сергей Рыбинцев и Наталия Куранова из подмосковного Жуковского занимались обычной сидячей работой: он – директором по маркетингу, она – в администрации. Но после свадьбы молодые супруги взяли все сбережения и начали готовиться к большой поездке.

— Во-первых, надо успеть попутешествовать, пока у нас нет детей и ипотеки, – говорит Наталия.

— А во-вторых, хотелось, если честно, проверить наши отношения, понять, сможем ли мы провести бок о бок друг с другом столько времени, – признается Сергей.

Забегая вперед, можно сказать, что проверка удалась, а молодые супруги многое пересмотрели в своей жизни, решили отказаться от офисной работы, не брать ипотеку и жить подальше от больших городов.

На "Соболе 4х4" остановились не сразу. Сергей подробно сравнил по разным показателям десять внедорожников: новых российских и подержанных импортных, на которые хватило бы 1 млн рублей. При прочих равных нашлись три решающих аргумента в пользу газовской машины: задняя блокировка, дизельный двигатель Cummins и огромный внутренний объем.

В итоге "соболь" превратили в полноценный дом на колесах. Сзади разместились биотуалет и компактный душ. Все это за отдельной, пусть и тонкой, перегородкой – чтобы не подвергать молодую семью совсем уж жесткой проверке. В салоне – диван, трансформирующийся в стол с двумя сидячими местами. Вместился столик для готовки с плитой и мойкой. "Соболь" получил дополнительный бензобак, 75-литровый резервуар для воды. Кузов подняли на 4 сантиметра, в задние рессоры добавили по одному листу, поставили колеса побольше.

Поначалу ребята надеялись выехать весной, а в итоге затянули с подготовкой и стартовали только 30 июля. Было понятно, что если прямо сейчас не съездить на север, то скоро там станет слишком холодно.


Северный заезд

На Селигере состоялась первая неожиданная встреча. По старым бумажным картам на берегу должен был быть автокемпинг. Но на месте оказалось, что его закрыли еще 8 лет назад.

— Не успели мы это обдумать, как появилась серебристая "октавия", и из нее вылез парень по имени Юра и спросил: "Это не вы до Магадана едете?" Он читал про нас на форуме газелистов! – рассказывает Сергей.

Выяснилось, что у Юры рядом на турбазе работает сестра. Молодоженов позвали в гости и накормили шашлыком. Это было первое за поездку приглашение от незнакомых людей. Первое, но далеко не последнее. Хотя путешественники отчаянно не успевали делать путевые заметки, им довольно скоро начали писать незнакомые люди из интернета и приглашать в гости.

Под Петербургом ребят уже ждал один такой человек – Андрей. Он сказал, что хочет показать очень необычное место, разрушенный форт в Красной горке. Когда компания приехала туда, уже темнело. "Вот форт дикий, можно в него залезть", – предложил их спутник.

— Я была уверена, что Сергей откажется лезть ночью в дырку в стене с едва знакомым человеком. Но он согласился, – до сих пор немного удивляется Наталия. – И дядька в итоге оказался хороший.

Путешествие вступало в свои права и уже начало потихоньку менять путешественников.

— Поначалу ощущения были странные. Как будто мы поехали в отпуск, но при этом возвращаться нам особенно некуда. С работы мы уволились, а впереди только путешествия. Недели три мы привыкали к новому статусу, – вспоминает Наталия.

В Северной столице решили долго не задерживаться и отправиться в Карелию. Тем более что в Сортавале супругов ждал известный путешественник на "Соболях 4х4" Петр Груздев.

— Петр всю эту кухню знает, поэтому, как только мы к нему вошли, спросил, что у нас в стирку, и отправил наши вещи в стиральную машину, – рассказывает Сергей. – Потом мы вместе с ним сменили масло, а самое главное – он написал нам двухнедельный маршрут по Карелии.

И ребята, планировавшие поначалу ехать в Петрозаводск, в итоге отправились по диким местам и полузаброшенным деревням вдоль финской границы. Сотовая связь быстро пропала, зато начали попадаться бдительные пограничники.

— Одним из населенных пунктов у нас на карте был Толвоярви. Приехали мы туда уже ночью, встали у дороги и думали утром осмотреться. Просыпаемся и видим, что никакой деревни нет, одни сосны стоят, – вспоминает Сергей. – Нет ее, оказывается, уже 70 лет. Кое-где под травой виднелись сгнившие остатки срубов. Несмотря на это, днем мы встретили там автотуристов из Нижнего Новгорода. И они показали нам единственный в окрестностях камень, где ловится "Мегафон".

В Карелии "соболь" ждали первые серьезные испытания. Сначала знаменитая, очень скалистая гора Воттоваара, которую машина одолела безо всяких проблем. Потом гигантский участок затопленной дороги.

— Такая лужа, уходящая за поворот, которая непонятно, где кончается. Было страшновато. Но проехали мы ее, что удивительно, без приключений, – рассказывает Сергей.

На подъезде к Костомукше плохая грунтовка сменилась прекрасным асфальтом, стали попадаться хорошие машины. Секрет простой – работающий горно-обогатительный комбинат.

— В очереди за колбасой я познакомился с Дмитрием, который позвал нас в гости. Живет он в старом, построенном еще финнами доме, – говорит Сергей. – Это было первое место, где я подумал: как классно здесь люди живут, хорошо бы и мне пожить. Потом это ощущение не раз повторялось.

До Мурманска домчали быстро по трассе Кола. Дальнейший путь лежал на полуостров Рыбачий. Надо проехать через хребет Мустатунтури, где в войну был самый северный участок фронта. Армии простояли на позициях три года. На северном склоне, со стороны полуострова, советские войска, на южном – немцы.

— Там всего метров 15 от окопов до окопов. И очень хорошо видна разница. У наших – земля и палки, у немцев – окопы в полный рост в граните. Но им так и не удалось захватить Рыбачий и заблокировать Мурманск. Теперь это музей под открытым небом. По-прежнему лежат гильзы, снарядные ящики, – описывает Сергей. – Я, конечно, много читал про войну, но только в таких местах ощущается вся серьезность истории.

На берегу Баренцева моря путешественники наловили рыбы и начали было варить уху, но показавшееся северное сияние спутало все карты.

— Мы выскочили из машины, прыгали от счастья, кричали, – вспоминает Наталия. – Оно было гораздо красивее, чем на картинке.

На самой северной точке европейской России – мысе Немецком – Сергей символически искупался в Баренцевом море. Кончался сентябрь. По дороге на юг супруги решили заехать на Терский берег Белого моря. И нашли по навигатору маленькую грунтовку, идущую прямо вдоль линии прибоя. Не без труда преодолев несколько десятков километров между морем и лесом, прямо перед самым выездом на асфальт, до которого оставалось 50 метров, они уперлись в сгнивший мостик через реку. Прикинув, какой крюк придется сделать, возвращаясь назад, ребята решили, что проще... починить мост.

— Там у берега было полно плавника – прочные, но очень тяжелые бревна. Мы по одному цепляли их к машине, тащили наверх и клали поверх старого мостового пролета, – рассказывает Сергей.

Из четырех бревен получились крепкие, пускай и не очень ровные мостки. Работа заняла всего три часа.


К зимнему морю

На юг путешественники ехали быстро, поскольку в Нижнем Новгороде вот-вот были должны начаться "Соболиные тропы" – ежегодный слет водителей полноприводных "соболей". Туда начинающих автопутешественников пригласили в самом начале их поездки. Поэтому четыре дня пути до Нижнего прошли без интересных встреч и осмотра достопримечательностей. Зато в самом волжском городе их ждала масса новых знакомств.

— Мы, если честно, ожидали увидеть кучу мужиков в кепках, такое у нас было впечатление о водителях "соболей", – вспоминают молодожены. – А встретили кучу молодых семей с детьми.

Оказалось, что газовский внедорожник давно стал любимой машиной семейных путешественников. Из-за сочетания проходимости и огромного внутреннего пространства. Собственно, по тем же причинам, по которым его выбрали Сергей с Наталией.

В Иннополисе молодожены не встретили вообще никого, даже на улицах. Про суперсовременный инновационный город с его университетом и технопарком, появившийся в Татарстане четыре года назад, путешественники прочитали буквально накануне. И, конечно, решили заглянуть.

— Было ощущение, что мы попали в декорации города будущего. Все стильно, модно, молодежно, но ни души, – рассказывает Сергей.

Зато в Иннополисе хорошо ловил интернет и работал бассейн, где путешественникам разрешили набрать воды в свои резервуары.

В Ульяновске Наталия простудилась. И супруги решили остановиться в пригороде на пару дней – спокойно полечиться. Погода стояла скверная, Сергею как раз прислали дистанционную подработку. А поскольку в "соболе" у супругов было все необходимое для готовки, сна и личной гигиены, то из машины они за эти два дня не выходили. И на третий проснулись в 6 утра оттого, что кто-то дергает дверь.

— Оказывается, местный дед каждый день по утрам бегает в этом леске. И уже два дня он видел подозрительную машину без признаков жизни, – говорит Сергей. – Прежде чем вызвать полицию, дед решил все-таки заглянуть внутрь.

В Липецке супруги встретили первый снег. Навестить их приехали из Подмосковья мать Сергея и родители Наталии, заодно привезли и зимнюю резину. Но движение на юг тоже давало эффект. Уже в Воронежской области снег сменился дождем. На деревьях снова появились листья. Приехали в Ростов-на-Дону, оттуда отправились к Азовскому морю.

Морское побережье в ноябре совершенно пусто. Но снега не было, солнце грело, пахло морем. В общем, непривычное ощущение. В одну из ночевок ребята встали на кемпинге у самого берега. Они там были единственными.

— Утром я осмотрелся вокруг и впервые в жизни увидел, какие мы, люди, все-таки свиньи, – вспоминает Сергей. – С одной стороны косы, где оборудован кемпинг и убираются, все хорошо. С другой, где дикий пляж, все буквально забросано мусором.

Зимовать решено было в Сочи. На Красной Поляне всегда нанимают дополнительных работников на горнолыжный сезон. Повезло еще, что знакомый временно уступил путешественникам свою комнату.

— В этой квартире была постоянная тусовка. Дверь в принципе не закрывалась. Приходишь домой, а там сидит незнакомый человек и в Playstation играет. Но при этом все ребята приличные, все работают на курорте, – вспоминает Наталия.

Сергей устроился в лыжный прокат, Наталия – в магазин горнолыжного снаряжения. Одной зарплаты супругам вполне хватало на текущие расходы, вторую откладывали, чтобы потом тратить в пути. Там у супругов окончательно созрела мысль, что зимнюю Москву они не любят и хотят жить гораздо южнее.

Проработав в Сочи три месяца, с середины декабря по середину марта, ребята скопили достаточно денег, чтобы продолжить путешествие. Поездка на машине оказалась, помимо прочего, очень экономичной. На бензин и обслуживание автомобиля уходило не больше 20 тысяч в месяц.


Горы и степи

На Кавказе супруги постарались ничего не упустить. Они полазили по скалам в Адыгее, навестили Домбай, впервые увидели Эльбрус, попили минеральной воды в Ессентуках. В Ингушетии гвоздем программы должен был стать заповедник Вовнушки – целая долина старинных башен в горах. Однако на въезде путешественников остановил охранник. Здесь проходит семейное мероприятие, объяснил он, но внутрь все-таки пустил.

Оказалось, что на древних развалинах собрались мужчины тейпа Оздоевых. Этот башенный комплекс – их историческая родина, и раз в год они встречаются, накрывают столы, и старшие мужчины передают опыт младшим.

В Грозном молодожены провели ночь возле самой мечети Сердце Чечни. Это большое преимущество путешествия на полностью автономной машине, ведь в самых интересных местах городов обычно есть платные парковки. И ночь в историческом центре получается не дороже 100 рублей.

В Махачкале путешественники познакомились с Шамилем, который составил маршрут по горным селениям с контактами и местами ночевок. Там ребята встретили настоящее кавказское гостеприимство. В знаменитом селе Кубачи их кормили и поили три дня, а потом еще и деньги отказались брать. В другом селе мужчины, контакты которого оставил Шамиль, на месте не было, и гостей, как родных, приняли его родители. Пожилые уже горцы выставили на стол все, что было в доме.

В горах путешественникам попалось самое дешевое во всей поездке топливо – контрафактный дизель по 9 рублей за литр. Но использовать его они так и не решились. Благо, на всю неделю горной поездки хватило одной заправки в Махачкале. Проехать пришлось 1 тысячу километров, по очень тяжелым дорогам. Постоянно подниматься в горы и спускаться по грунтовкам, но семейный "соболь" с задачей справился. Чувствовать себя уверенно на раскисших горных дорогах помогала понижающая передача, а на некоторых участках выбраться из грязи позволила только блокировка заднего моста. Возможности внедорожника пришлось использовать по полной.

Сразу из гор супруги попали в Калмыцкую степь.

— Пейзаж такой однообразный, что, если не смотреть на спидометр, не понятно, 50 километров в час ты едешь или 100, – рассказывает Сергей.

В Элисте ребята поселились на автостоянке у необычного хозяина калмыка Константина. На одной половине дома тот держал хостел, на другой жил сам. И по наполнению это был настоящий музей калмыцкой истории. Они долго говорили, и тут Сергей уловил одну важную закономерность.

— Я понял, что все всегда больше всего недовольны ближайшими соседями, – излагает он. – В горах мне говорили, как дали по шапке всем захватчикам, даже Чингисхану. А калмыки, пришедшие на эту землю вместе с татаро-монголами, рассказывали прямо противоположную историю, как они весь Кавказ на уши поставили. И эти противоречия, они не только в разговорах, они даже в музейной экспозиции.

В Астрахани путешественники посмотрели город, съездили на бархан Большой брат. Это известная точка внедорожных ралли-рейдов, и ездят здесь обычно на очень хорошо подготовленных гоночных машинах. Но оказалось, что семейный "соболь" тоже вполне способен справиться с вязкими песками.

В Волгоград супруги попали аккурат в День Победы. Оттуда в Саратов и дальше – в Оренбург по левому берегу Волги.

— И это была, наверное, самая плохая дорога в моей жизни, – признается Сергей. – Вроде и асфальт на ней, но такой, что лучше бы его не было. Потому что в нем то и дело мы попадали в ямы 10-сантиметровой глубины. Моя подвеска впервые работала до отбоя.

Так пара путешественников въехала в Азию. Но самая сложная часть путешествия была впереди.


Одно из главных преимуществ автопутешествия – возможность в любой момент поменять маршрут. И молодые супруги активно этим пользовались, вспоминая очередных родственников, которых надо навестить, и откликаясь на приглашения в гости от новых интернет-знакомых. Поэтому выехать из Европы в Азию Сергей и Наталия не могли долго. Съездили в Уфу, потом вернулись в Азию – в Миасс. Главное впечатление произвел на молодоженов завод "Урал". Супруги заранее связались с администрацией и получили пропуск в заводской музей.

— Музей небольшой, но там была женщина-смотритель, проработавшая на заводе всю свою жизнь. Она рассказывала настолько интересно, что мы вообще не заметили, как прошли три часа, – вспоминает Наталия.

В Пермь (то есть опять в Европу) супругов пригласил очередной знакомый из интернета. Сильнейшее впечатление произвел мемориальный комплекс политических репрессий Пермь-36.

— Там сохранены все строения, все камеры, двери, параши. Стоишь на месте охранника, перед тобой камера для прогулок, два на два метра. И у тебя, конечно, внутри все сжимается, и ты понимаешь, насколько хорошо мы живем сейчас, когда всего этого нет, – говорит Сергей.

Под Пермью "соболь" молодоженов единственный раз за всю поездку приняли за маршрутку. Когда ребята остановились в деревне свериться с картой, боковую дверь открыла женщина, залезла в салон и далеко не сразу согласилась признать свою ошибку.

Оттуда путешественники отправились в Качканар Свердловской области.

— Там две очень контрастные достопримечательности: горно-обогатительный комбинат и буддистский монастырь в горах, – рассказывает Наталия. – ГОК – это охрана, поезда с рудой, взрывные работы, а монастырь совсем другой, там облака, и удивительный умиротворяющий вид.

Монастырь основал, никого не спрашивая, ветеран Афганистана. Документов у него никаких, а ГОК расширяет разработки, и монастырь должен оказаться в его санитарной зоне. Горнопромышленники даже готовы перенести монастырь, но буддисты считают, что место силы именно здесь.

В Екатеринбурге сходили в кино и посетили Ельцин Центр. А заодно вспомнили, что такое стоять в пробках.

— Наверное, там транспортная ситуация самая плохая в стране после Москвы и Владивостока, – считает Сергей.

В Тобольске путешественники случайно попали на съемки фильма "Тобол" по роману Алексея Иванова.

— Вся центральная площадь рядом с кремлем была застроена декорациями, засыпана соломой и песком, кони, верблюды, люди в костюмах. Мы как будто погрузились в историю, – говорит Наталия.

— Вот что интересно, нас еще накануне в Ханты-Мансийске предупреждали, что в Тобольске полно гопников, попробуй только телефон из кармана достать, тут же отберут, но мы ничего подобного в Тобольске не увидели. А потом я обратил внимание, что люди всегда так про соседние города рассказывают, – обобщает Сергей.


Сибирь

В Сибири молодожены резко попали в жару. Столбик термометра поднялся до 37 градусов, напала мошкара. Поэтому решено было проехать Новосибирск насквозь и отправиться купаться на Обское море.

— В это время года там все было в бабочках-капустницах! Наступаешь, они разлетаются. Как будто на поляну фей попали, – с восторгом вспоминает Сергей. – Эти капустницы падают, усеивают воду у берега. Их из воды подбираешь, они лежат в ладони, потом на солнце высыхают и улетают.

Составлением алтайского маршрута ребята озаботились только в Барнауле, но оказалось, что самим во всем этом обилии достопримечательностей не разобраться. Уже в который раз путешественников выручил местный любитель внедорожников. Знакомство на форуме, приглашение гости, семейный ужин у незнакомых людей, и вот уже Владимир составляет 10-дневный маршрут по Горному Алтаю.

Одним из принципиальных требований была возможность попасть в Тыву, а не возвращаться назад. Владимир сказал, что дорога есть, она плохая, но "соболь" пройдет.

— Въехав в Горный Алтай, мы поразились, насколько там насыщенная красота: и горы, и реки, и виды – все сразу. При этом нет комаров, – рассказывает Сергей.

На Чуйском тракте он еще раз мысленно порадовался, что на машине стоит мощный и тяговитый дизель Cummins.

— Там действительно надо много мощи, чтобы затащить тебя в эти горы, – говорит Сергей. – А еще там есть такой перевал Кату-Ярык, куда машины за 5 тысяч рублей буксируют тракторами. Многие не могут заехать самостоятельно. Но нам помощь вообще не понадобилась.

Так молодожены добрались до южного берега Телецкого озера.

— Потрясающая безоблачная погода за 20 минут сменилась настоящим штормом, – вспоминает Сергей. – Зато мы сидели в "соболе" прямо на самом берегу и кайфовали, пока все остальные туристы мокли в палатках.

Следующим важным пунктом был ледник Актуру. Прежде чем включить его в маршрут, Владимир долго изучал клиренс "соболя". Почему – путешественники поняли далеко не сразу. После Кату-Ярыка они слишком уверились в своих силах.

— Мы ехали фактически не глядя. Ну появились какие-то камни. Ладно, врубили полный привод, – признается Сергей. – Потом была река, широкая, с низким длинным бревенчатым мостом. Тоже не глядя поехали. Только увидев, что мост в конце обвалился, мы вышли из машины и поняли, что он весь гнилой и половины бревен не хватает.

Развернуться назад негде. Ехать задним ходом страшно. Сразу за мостом вроде начинался брод. Кажется, неглубокий, но с таким течением, что толком не проверишь. Ребята решились и свернули в него. Вода захлестнула по стекла, но "соболь" все-таки выехал на противоположный берег.

Дальше грунтовка становилась все хуже, камни все больше, уклоны все круче. Когда начало смеркаться, дорога превратилась в сплошные валуны.

— Если до этого я находил траекторию, как их объехать, то здесь понял, что это невозможно. Решили заночевать, – говорит Сергей.

До ледника в итоге сходили пешком. Погуляли по нему и вернулись в машину вечером, еле волоча ноги. Все это время лил дождь, поэтому обратная дорога была еще хуже. Спустили колеса, чтобы как-то увеличить сцепление с грунтом, клиренс еще уменьшился, и Сергею пришлось вести машину особенно аккуратно. Но главным испытанием стал брод возле развалившегося моста.

— Местные, которые возят там туристов, мостом не пользуются, но они точно знают фарватер. Я пытался сам пройти вслед за одной из местных машин и тут же провалился по пояс, – вспоминает Сергей. – Алтайцы машин не жалеют. Когда ломаются, просто бросают тачку в реке и уходят к себе в поселок, а на следующий день приходит куча народу и вытаскивают. Мы себе этого позволить не могли.

Пришлось молодоженам снова, как год назад на Кольском полуострове, чинить мост. Ниже по течению собирали вымытые из моста бревна, ставили их на место, вязали веревками. Укрепляли дно камнями. А мимо постоянно проезжали алтайцы, требуя дать дорогу. Через шесть часов в ледяной воде дело было сделано. В этот раз Сергей вел машину по мосту очень внимательно, а Наталия шла рядом и подкладывала в самых гнилых местах моста сэнд-траки.

— Когда мы были на твердой земле, то поняли, что мы работали как настоящая команда, – говорит Наталия.

В поселке нашли первую же вывеску "Баня" и попали к местному жителю, который несколько раз проезжал мимо них во время строительных работ.

— Он нас встретил словами: ребят, ну вы и молодцы. Завез на свой задний двор. Мы увидели кучу мужиков, которые мимо нас ездили. Они все интересоваться стали нашей машиной. Заулыбались. Хотя вообще-то все алтайцы с очень суровыми лицами ходят. Жизнь у них и правда тяжелая.

На следующий день осмотрели свой внедорожник и поняли, что он почти не пострадал. Только выхлопную трубу погнули.

Ближе к Монголии началась горная степь.

— За целый день мы пару раз встречали конных пастухов с яками, и никаких машин. Там нет дороги в нашем понимании. Просто широкая накатанная степь, – объясняет Сергей. – А на следующий день дорога исчезла совсем, колея прекращается резко, как будто машина шла-шла и взлетела.

Но направление в навигаторе было известно, и к концу дня через степи, русла высохших рек и семь-восемь бродов путешественники добрались до первого поселка Тывы – под названием Кызыл-Хай. Дальше ехать пришлось вдоль монгольской границы. За невысоким заборчиком виднелось соседнее государство.

Молодожены случайно заночевали на какой-то священной у местных вершине и утром проснулись от шума пьяной тувинской свадьбы.

Вскоре путешественники смогли увидеть местную свадьбу изнутри. В Кызыле их встретила одногруппница Наталии тувинка Далаана и повела на свадьбу к знакомым.

— Летом у них каждые выходные кто-нибудь женится, – объясняет Наталия. – Обычно расписываются у символического центра Азии. Играет и марш Мендельсона, и национальная музыка. Кроме тамады есть специальные люди в народных костюмах.

— Прямо в городе много юрт, которые используются как торговые палатки, – рассказывает Сергей. – В одной из них был ресторан национальной кухни, и мы попробовали местный суп из бараньих потрохов с вареной кровью.

Долго задерживаться в Тыве путешественники не стали и уже через пару дней были в Красноярске. Там супругов встретил очередной интернет-приятель и познакомил с особой местной субкультурой "столбистов", то есть скалолазов, проводящих все свободное время на Красноярских столбах.

— "Столбизм" зародился в советское время, когда там еще не было заповедника, люди объединялись в группы, у каждой группы были домики для ночевки. После создания заповедника их попытались оттуда выгнать, но движение оказалось сильнее, – рассказывает Сергей.

Посмотрев Богучанскую и Братскую ГЭС, супруги добрались до Слюдянки на берегу Байкала.

— Этот поселок смахивает на черноморские курорты. Толпы народу, особенно китайцев, – говорит Сергей. – Но на Ольхоне их было еще больше, особенно на юге.

На остров ходит бесплатный паром. А полный привод "соболя" позволил путешественникам забраться в сравнительно пустынные места Ольхона. Но пустынность бывает обманчива. Как-то, заночевав на пустом берегу, поутру ребята проснулись оттого, что машина качается. Вокруг были толпы китайских туристов, некоторые залезали на "соболь", чтобы сделать кадр получше.


Дальний Восток

К поездке на Магадан готовились особенно. В Чите закупились продуктами, в Сковородино заправили полный бак.

— Я читал отчеты и ждал проблем с топливом. Якобы чужакам на некоторых заправках больше 20 литров в руки не продают. Но с дизелем не возникло вообще никаких проблем, – говорит Сергей.

Единственное, что в конце пути цены на солярку побили все возможные рекорды и дошли до 63,5 рубля за литр.

— Еще я думал, что магаданская трасса – это прямо жесть какая-то, что фуры в грязь проваливаются, что там всю дорогу на полном приводе будем ездить, – признается Сергей. – Но ничего такого не было. Только жуткая пыль, в которой можно не заметить встречную фуру, особенно если она белая.

Первую тысячу километров до Якутска дорога называется "Лена", она асфальтирована и вполне пригодна для путешествий. Дальше начинается Колымская трасса, она сложнее, но очень красивая. Настоящие дикие места, без признаков человека. Никаких ЛЭП, деревушек вдали, сотовой связи. Однажды дорогу даже перебежал медведь.

Ехали небыстро, потому что захватили только одну запаску. Местные ездят с тремя-четырьмя на крыше. Скальный грунт опасен для колес.

— Ближе к Магадану попадаются рудники и поселки. Рудники классные, с новенькими бытовками. А вот поселки – самые удручающие места в России, которые мы видели, – рассказывает Сергей. – Магадан после этого оказался вдруг очень живой и теплый город, вполне себе цивилизация.

Один день путешественники провели на берегу моря. Познакомились с местными и подивились высоким ценам. "Пробитое колесо заклеить – 900 рублей".

На обратном пути молодожены решили заехать в Якутск. Ребята из местного дилерского центра ГАЗ сами нашли их в интернете, подписались в Instagram, пригласили на техобслуживание и показали город. После 5 тысяч километров магаданской трассы в "соболе" не обнаружили вообще никаких неисправностей.

Снова ехать по асфальту было непривычно легко, и до Хабаровска добрались быстро.

— Общались с местной молодежью, которая очень оптимистично настроена, зовет к себе жить, говорит, что у них все бурно развивается. Они все берут дальневосточные гектары, что-то пытаются на них сделать. В городе огромная набережная строится. Хабаровск очень ухоженный, весь в фонтанах, – вспоминает Сергей.

В районе Находки супруги снова увидели море.

— Лазурные волны, песок белый, вокруг скалы красивые, белые – все было на вид уже совершенно азиатское, как где-нибудь в Таиланде. Только вместо пальм еще кедры и дубы, – рассказывает Сергей. – И все это море очень живое. Крабы и морские ежи, звезды, рыбы косяками. Мидии размером с ладонь.

В конце сентября воздух там нагревался до 27 градусов, вода – до 20. В общем, получился настоящий морской отдых.

Во Владивостоке супругов ждала встреча с Дмитрием, тоже владельцем "Соболя 4х4".

— Дмитрий из Петербурга, а во Владивосток он выехал, когда мы уже давно были в дороге, – говорит Наталия. – Там романтическая история. В Питере он познакомился с девушкой из Приморья, а когда та уехала домой, Дмитрий купил "соболь" и поехал через всю страну. Во Владивостоке встретились, у них сложились отношения. И вот состоялась эта забавная встреча питерских и московских "соболеводов" во Владивостоке.

Дальше молодожены отправились на юг Приморья на полуостров Краббе. Там на берегу моря отметили день рождения Наталии. Сергей нырнул и поймал для праздничного ужина семь огромных мидий. Это была точка, откуда путешественники повернули в сторону дома.

— У меня защемило в груди, – признается Наталия. – Всю дорогу очень тянуло к дому, а тут я подумала: "Неужели наше путешествие скоро закончится?!" Каждой ночевкой, где бы она ни была, я пыталась наслаждаться.

Назад ехали быстро, но не совсем прямо. Ведь во многих городах Сергея и Наталию ждали недавние знакомцы, взявшие слово заехать на обратном пути.

В родной подмосковный Жуковский въехали в субботу, 11 ноября – ровно через 470 дней после отъезда. Шел дождь, было холодно.

— С тех пор все время стоит эта серая погода, – констатирует Сергей. – Говорят, что путешествие – это сложно. Но на самом деле тяжело нам стало после возвращения. После того как мы перезимовали в Красной поляне, лето провели на Алтае и Байкале. После того как я мог ехать, куда захочу. А здесь пробки, лежачие полицейские, светофоры, стоящие машины.

— Я, конечно, знала, что в Москве много людей, но только вернувшись, я ощутила, насколько их много, – признается Наталия. – Путешествие кардинально изменило нашу жизнь, мы поняли, что в Москве мы жить точно не будем. Как только появится возможность, сразу уедем куда-нибудь к морю, к горам. Чтобы можно было спокойно ходить, дышать, жить.


Источник статьи и фотографий: Огонёк