Большой каньон

Дмитрий
Просмотров: 8224

Этот живописный природный объект является еще одним ярким «украшением» и без того многоликого ландшафта Крыма. Уже многие десятилетия, наверное, с момента появления самих этих понятий, каньону присвоен статус памятника природы и ландшафтного заказника, а это значит, помимо признания (прежде всего учеными) уникальности этого места, там официально запрещено разводить костер, рвать цветы и рубить деревья. Ну и мусорить, разумеется: с удивлением для себя отметил чистоту, которая поддерживается в каньоне, что в целом для Крыма уже достижение.

Большой каньон находится в северо-восточной части Ай-Петринского массива Крымских гор. От верхней станции канатной дороги, которая протянута из поселка Кореиз на всем известную гору Ай-Петри, до входа в каньон почти 22 км. Ближайшим (47 км.) к нему крупным городом является Ялта и такая (относительная) близость к курорту дает стабильный поток туристов – как самостоятельных, так и в составе организованных групп. Поэтому прогуляться в одиночестве вряд ли получится. Однако мне это удалось!

Поскольку личного авто или скутера в распоряжении не было, то все доступные мне варианты добраться (из Ялты) к входу в каньон изначально не обещали успеха в этом деле. А начало того дня, когда я решил посетить каньон, только добавило сомнений. В пасмурную (что уже досадно) погоду оказалось затруднительным уехать с автовокзала Ялты до Ай-Петри: туристы не горели желанием подниматься на вершину, поэтому пришлось ждать больше часа пока заполнится такси-микроавтобус, хотя обычно на это уходит 15-30 минут.

Наконец добравшись до автостоянки у Ай-Петри, пришлось снова столкнулся со сложностями: на этот раз не оказалось не только туристов, желающих ехать в сторону каньона, но и тех, кто готов был бы отвезти. Вдобавок к этому, как назло, из неба стало поливать словно из ведра. Прячась от ливня под крышей какого-то сарая, я посчитал попытку добраться до каньона неудавшейся. И, как только стих дождь, вернулся на стоянку, чтобы найти транспорт для возвращения обратно в город. В тот самый момент откуда-то взялся мужик, предложивший (конечно не бесплатно) подбросить до каньона, лишь по той причине, что ему это по пути домой. Его предложение, которое бы обрадовало меня еще полчаса назад, в тот момент уже не казалось столь привлекательным: над головой нависало небо, затянутое густыми дождевыми тучами, из которых редкими каплями продолжал накрапывать дождь с перспективой снова разразиться ливнем в любой момент; к тому же время приближалось к обеду, а учитывая в целом сложности с транспортом, шансов вернутся назад в тот же день было немного. В общем, я согласился ехать.

Первую половину пути дождь то усиливался, то ослабевал. Но затем резко прекратился и через густую листву (основная часть дороги проходит по красивейшему лесу) стали проглядывать лучики солнца. Не успел я обрадоваться своему счастью, как на слабооживленной дороге вдруг возник затор: изгиб серпантина перегородило огромное упавшее дерево, сдвинуть которое с места не удавалось даже десятку человек. Не знаю откуда и как он узнал, но спустя примерно полчаса приехал человек с бензопилой (скорее всего лесник) и распилил ствол на части. Возможно, если бы моему водителю не надо было домой в Бахчисарай, столкнувшись с заблокированным проездом, мы бы повернули назад … после безуспешных попыток сдвинуть преграду он заметил, что ожидание расчистки может занять часы.

Когда я с горем пополам наконец оказался у входа в каньон, «дежурившие» там единственный торговец (хотя обычно их много) и охранник заказника удивились моему появлению. Весь день погода явно не располагала к посещению каньона, поэтому на появление туристов никто и не рассчитывал. Охранник даже не стал брать плату за вход! Наверное, он не ожидал, что я решусь пойти в самую глубь каньона: после обильного дождя делать это опасно, так как значительно увеличивается вероятность камнепадов.

К счастью ничего плохого не случилось. В качестве бонуса к безмолвной и умиротворяющей прогулке, вряд ли возможной при иных обстоятельствах, шла приятная последождевая свежесть воздуха, местами разбавленная ароматом прелой травы, кустарников и деревьев.

В начале маршрута находится очень живописный лес, о специфичном расположении которого напоминают беспорядочно разбросанные в большом количестве камни, небольшие бревна и палки, принесенные сюда бурным потоком с верховьев каньона.

Смоченный дождем коричневый настил вдоль русла приобрел особенно яркий оттенок, контрастирующий с сочной зеленью. А какой запах у леса!

По дну каньона протекает река Аузун-Узень. Редкими местами безмятежно спокойная …

но в основном бурная

с порогами

и мини-водопадами

В каньоне есть несколько своего рода достопримечательностей: Голубое озеро, Яблоневый брод, источник Пания.
А также Ванна Молодости (на фото ниже) – это вымоина в известняковой породе, проделанная водой за более чем миллион лет (то есть с момента формирования самого каньона), глубиной немногим более 3 метров. Чаще всего купание в ее чистой, прозрачной и очень холодной (даже жарким летом +10°C) воде является одной из целей похода и одновременно его конечной точкой.

Судя по описаниям, дальнейший путь по дну каньона экстремален. Ну а чтобы продолжить путешествие по берегам каньона и заглянуть на мысы Сторожевой, Сосновый, Трапис, Четвёртый и Пятый, а также пещеру Туар-Коба, с дальнейшим выходом на Ай-Петри, потребуется вернуться к Голубому озеру.

В завершение могу отметить, что изначально намеченный мной план похода осуществился лишь наполовину, поскольку удалось (хватило времени) преодолеть только маршрут по дну каньона. А как писал Пузанов И.И., известный исследователь Крыма:

…туристы обычно ограничиваются тем, что проходят по дну каньона, чаще всего тут же возвращаясь на Бахчисарайское шоссе, в редких случаях они поднимаются от брода на Ай-Петри. Между тем, быть в каньоне и не посмотреть на него сверху – с мыса Трапис, Пятого или Соснового мысов – это значит не увидеть каньона!


Пока желание пройти по берегам каньона с последующим выходом на Ай-Петри остается нереализованным.

P.s. Как я вернулся назад? Пусть это останется секретом


Как добраться до Большого каньона и ориентироваться в нем

Не стану еще раз описывать вариант, которым пришлось воспользоваться мне, а также случай, когда решено ехать в составе групповой экскурсии, организованной турфирмой.

Пожалуй самым эффективным (но не самым интересным!), с точки зрения затрат времени и собственных сил, способом добраться до Большого каньона будет доехать на личном автомобиле до основного входа в каньон (координаты 44°31'07.0"N 33°59'05.9"E), который находится буквально в нескольких метрах от Бахчисарайского шоссе (соответственно сначала нужно выехать на него). Минус данного варианта в том, что данное шоссе по сути является обычной двухполосной дорогой, заасфальтированной давным-давно, из-за чего ее покрытие не везде в приемлемом состоянии. При этом если заезжать со стороны Ялты, придется преодолеть 20-километровый серпантин, взбирающийся на Ай-Петринское плато.

Как ни странно, самый интересный вариант путешествия к каньону, на мой взгляд, возможен именно общественным транспортом. И я не зря использовал слово «путешествие». Его идея заключается в том, чтобы добраться (автобусом) до села Соколиное – ближайшего к каньону (≈6 км.) населенного пункта – и остановиться в нем на пару ночей. Образовавшиеся в результате 3-4 дня можно потратить на исследование не только самого каньона и связанных с ним мест (прежде всего это viewpoints c утесов и гроты), но и горного массива Бойка, а также побывать на Юсуповском озере и увидеть водопад Серебряные струи. Безусловно, до Соколиного можно доехать и на машине, но тогда не удастся совершить финальную часть путешествия – пройти (≈23 км.) тропой по левому берегу каньона и выйти к Ай-Петри.

Вариант с общественным транспортом неудобен тем, что в большинстве случаев до Соколиного придется добираться с пересадками, а автобуса, маршрут которого проходил бы мимо входа в каньон, вообще не существует. Прямое автобусное сообщение с Соколиным есть только между тремя городами: Севастополем (всего два рейса в день), Симферополем (всего пять рейсов в день) и Бахчисараем (интервал движения в течение дня в среднем около часа).

Актуальное расписание автобусов можно посмотреть на специализированных сайтах www.avtobus-raspisanie.ru или www.rasp.yandex.ru и потом свериться с данными на этом сайте или этом.

С местом для ночевки в Соколином дела обстоят неплохо: есть как минимум два варианта с собственным (регулярно обновляемым) сайтом www.kytler.ru и www.sokolinoedom.ru, плюс можно посмотреть еще варианты на агрегаторе.

Для точной ориентации в пространстве, на мой взгляд, удобней всего будет воспользоваться картой maps.me, где все тропы уже отмечены. Можно также идти по старинке – полагаясь на описания бывалых; наиболее подробное изложение маршрутов я встречал здесь.