Бухта Ха Лонг

Дмитрий
Просмотров: 1806

Безусловно, это очень красивое и уникальное место, но на сегодняшний день оно превратилось в аттракцион, участие в котором ежедневно принимают не меньше пяти тысяч человек. Отдельные участки бухты просто кишат кораблями, перевозящими туристов, подавляющее большинство которых китайцы, мягко говоря не особо внимательные к тому, что своим поведением могут доставлять дискомфорт окружающим. Такое столпотворение сильно портит впечатление о месте.

В 1994 году бухта Ха Лонг стала объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, что отчасти спасло ее от полного загаживания.
Площадь бухты достигает 1500 км2, по её территории разбросано почти 2000 островов. Однако большая часть этого пространства недоступна (по указанной выше причине) для массового туризма, иными словами для людей, располагающих скромным бюджетом. Власти Вьетнама выделили определенную часть бухты, по которой могут передвигаться туристические корабли, поэтому в ней и наблюдается постоянный аншлаг. Все работает как конвейер, туристов подвозят как снаряды на поле боя.

Если до бухты – точнее пирса на острове Tuan Chau – еще можно добраться самостоятельно, то для перемещения по самой бухте придется воспользоваться услугами специализированных круизных компаний, предлагающих одно, двух или трехдневные программы плавания на корабле. Для путешественников побогаче альтернативой этому может стать аренда приватного скоростного катера или полет на гидросамолете.


Выбор круиза по бухте Ха Лонг

Хотя акватория, выделенная властями для туризма, и ограничена, вряд ли кто-то пожалуется на ее недостаточность.
Ниже на первой (слева) карте отмечены острова и точки на них, куда разрешено возить и высаживать туристов. Их немало – это факт. Проблема только в том, что каждый обычный круиз включает в себя посещение от силы трех-пяти штук. Я упомянул "обычный", потому что люксовые многодневные круизы наверняка охватывают большую часть из этого списка ... но это не точно ;) Следовательно, если нет лишних нескольких сотен долларов, тур придется повыбирать, особенно учитывая отличия в состоянии судов (бывали случаи их потопления). Уже после моего путешествия на форуме Винского появилась полезная ветка про круизные компании.

Большинство обычных туров проходит по маршруту, отмеченному на второй карте желтой пунктирной линией – самому незамысловатому и многолюдному. Мне же хотелось проплыть хотя бы в той части бухты, где прочерчена белая линия – интуитивно кажущейся менее оживленной. Надо добавить, что в настоящее (на момент написания статьи) время все круизы стартуют с пирса на острове Tuan Chau, а не как показано на карте. Треки при этом не изменились и каждый из них предусматривает остановку у некоторых островов – в большинстве случаев это Ti Top island и Bo Hon island. На официальном сайте Ха Лонга можно посмотреть актуальную информацию по маршрутам (раздел «tour routes») и разрешенным к посещению достопримечательностям.
Побродить по самому крупному острову Cát Bà, насколько мне известно, можно только при более чем трехдневном круизе (собственно его срок уже будет зависеть от того сколько дней вы решите провести на острове), либо же добраться до него самостоятельно и поселиться в одном из многочисленных отелей.

Забегая вперед отмечу, что несмотря на то, что я осознанно искал маршрут, схожий с тем, что отмечен на второй карте белым пунктиром, и казалось бы нашел его, по факту плыл по самому простому и унылому. Для меня остается не ясным из-за чего так вышло, но, уже будучи дома, узнал и/или осознал, что эти (верхние) острова относятся скорее к соседней бухте Bai Tu Long. Возможно, если бы я искал тур целенаправленно именно туда (см. третью карту), то не случилось бы такой промашки.

Мой заезд в Ха Лонг планировался из Ханоя. В его старом квартале на улочке Ngo Huyen расположено множество туристических фирм, занимающихся продажей организованных туров. Цены везде примерно одинаковые: от 60$ до 120$ за двухдневный круиз, включающий в себя трансфер из гостиницы до пирса и обратно. Цена в основном зависит от навороченности каюты, в которой предстоит ночевать, а ее состояние уже зависит от типа судна и его новизны. Надо добавить, что в моем случае интерьер каюты на фото выглядел «шикарно», а на деле оказался более чем посредственным. В общем не стоит испытывать иллюзий за такие-то деньги, иначе бы некоторые не платили за люксовые круизы по 200-300$ в сутки.
В продаже также есть круизы на один и на три дня. На мой взгляд, однодневный тур это бессмысленная трата денег и времени, потому что только дорога до пирса занимает не меньше 4-х часов и столько же обратно; на само плавание почти ничего не остается. А вот трехдневный тур, при наличии свободного времени и солнечной погоды, очень хороший вариант … вероятно даже лучше, чем двухдневный. Фактор погоды крайне важен, потому что плавать три дня в серости и тумане нет никакого кайфа – дальше километра ничего не видно.

Выбор круиза в целом не очень замороченная процедура. Свою устную презентацию о круизе на корявом английском языке любой продавец будет сопровождать пролистыванием книжки-альбома, где наглядно показаны (в виде фото) и описаны (на английском) основные нюансы: судно и его каюты, программа плавания и т.п. Программа у всех примерно одинаковая: прием пищи чередуется с экскурсиями, между ними могут впихнуть какой-нибудь мастер-класс (у нас например показывали как готовить ролы на основе рисовой бумаги и какой-то травы) или рыбалку, вечером колхозная дискотека и караоке.

Если включить голову, то вместо такого «времяпрепровождения» лучше выйти на палубу и поглазеть по сторонам – люди ведь сюда приезжают ради уникальной природы, а не для того, чтобы научиться делать ролы или петь в караоке.


Наверное, есть смысл также заранее уточнять, сколько пассажиров будет на корабле помимо вас. Мне повезло, было всего 10 человек. Но я видел посудины, вмещающие минимум пару десятков человек … и не дай бог, если они окажутся китайцами.

Посетив несколько офисов турфирм и наслушавшись стандартного разводняка в стиле «вообще этот круиз стоит 150-200$ (и далее у кого насколько хватит фантазии), но тебе мы готовы его продать со скидкой в 50%-70%, только не говори об этом никому», свой выбор я сделал в пользу Lily's Travel Agency: молодые менеджеры там показались более-менее вменяемыми, почти сразу поняли что нужно и предложили круиз, где маршрут хотя бы в один из дней пролегал вдалеке от того, по которому возят большинство. Выбору конечно в немалой степени поспособствовал их высокий рейтинг на tripadvisor, google и др. Да и вообще в отличие от их коллег, о них есть хоть какая-то инфа в интернете.
По итогам 20-минутного разговора, мной за 98$ был куплен «оригинальный» двухдневный тур, который на деле оказался самым что ни на есть обычным. Но об этом я узнал только на следующий день, когда наше корыто вместо того, чтобы двинуть в сторону, предательски нырнуло в самую гущу кораблей. И неизвестно кто в этом виноват: турагент Lily's Travel Agency, возможно изначально обманувший меня, или круизная компания Peace Charm Cruise, решившая не заморачиваться.


О том, как прошел мой круиз

Как ни странно, начиналось все обнадеживающе. Утром, как было обещано, автобус заехал за мной прямо в гостиницу и почти без опоздания, что редкость для этих мест. На небе была достаточно плотная облачность, однако солнце таки умудрялось своими лучами просвечивать сквозь облака, тем самым еще оставляя надежду на хорошую погоду днем.

Пока выбирались из города, я смотрел в окно и радовался тому, что мне не приходится самому управлять никаким транспортным средством в этом безумном ханойском трафике. Но, как только мы выехали за город и проехали по шоссе какое-то расстояние, мой радостный настрой улетучился … точнее после того, как наш автобус несколько раз чуть не столкнулся со встречными автомобилями. Чем дальше отъезжали от Ханоя, тем более сумасшедшие водители попадались на дороге, да и наш водила от них не отставал. Больше всего запомнились обгоны машины, которая в этот момент уже обгоняет другую попутную машину, то есть третья машина совершала обгон практически по обочине встречной полосы. Обгоны, когда на встречной полосе есть плотный поток и машины разъезжаются едва не шоркая зеркалами, вообще обычное дело. Короче, незабываемые впечатления можно получить не только от знакомства с достопримечательностью, но и по дороге к ней.

К сожалению, погода так и не наладилась. Все два дня было пасмурно, местами был туман и иногда моросил дождь. Остается только порадоваться тому, что дождь всего лишь моросил, а не лил как из ведра.


К обеду (первого дня) мы добрались до зоны бухты, где находится три наиболее посещаемые достопримечательности. Обычно, как было и в моем случае, круизные корабли там же остаются на ночевку.

Ниже на фото первая достопримечательность – Luon Cave. Преодолеть эту пещеру (чтобы попасть в озеро) можно только в отлив, приливное течение ее полностью затапливает.

Вторая и самая продолжительная экскурсия (первого дня) проходила по острову Ti Top – это производное название от фамилии Titov. Остров назвали в честь советского космонавта Германа Титова, который посещал Ха Лонг в январе 1962 года вместе с тогдашним лидером Вьетнама Хо Ши Мином. Фишкой данного крошечного островка является смотровая площадка, с которой открывается панорамный вид на бухту.

На заключительную экскурсию мы отправились утром второго дня.


Она проходила по самой большой карстовой пещере Ха Лонга – Sung Sot.


На обратном пути, уже ближе к берегу, из кораблей, шедших до этого более-менее рассредоточено, стал собираться настоящий караван, конец которого терялся в тумане. Такой вот своеобразный конвейер по доставке туристов.


Подытоживая, хочу отметить, что поездкой я остался недоволен. И дело даже не в том, что меня обманули с маршрутом круиза, показав всего три самых заезженных достопримечательности. Первая причина – слишком большое количество туристов. Вторая – плохая погода. И если с первой причиной, увы, поделать ничего нельзя, то для устранения второй вполне достаточно будет выбрать для путешествия другой месяц. Наиболее подходящие для посещения бухты Ха Лонг погодные условия устанавливаются в конце сентября и октябре; шансы на солнечную погоду также есть в апреле и мае.